Проект визитной карточки курса
Компетенции,
приобретаемые студентами
I.
Компетенции, приобретаемые за время освоения курса
Таблица
формирования компетенций (I)
Сценарии
заочного прохождения курса «Методология гуманитарного знания»
Рейтинговый
вес заданий в системе отчетности
Отзывы
обучавшихся или другие ресурсы
Преподаватель: Перлов А.М., к.и.н., доцент МУНЦ «Высшая школа европейских культур» РГГУ (http://www.hse.ru/org/hse/igiti/fakul/perlov/staff, http://www.aperlov.narod.ru, http://aperlov.narod.ru/ucheb2.htm)
Развить умение читать и понимать
теоретические тексты, способствовать освоению словаря и грамматики, при помощи
которых можно говорить о теории гуманитарных исследований
· Понимать теоретические тексты
· Видеть возможность соотнесения обыденной жизни и рутинных умозаключений, а также «простых» гуманитарных исследований с «высокой теорией» гуманитарного знания
· Тренироваться в распределении теоретической информации по «осознаваемым ячейкам» (таблица, карта); приобрести более системное и осмысленное видение функций и многообразия теорий в гуманитарном знании
·
По овладении базовым словарем и относительно
компактной (а значит – упрощенной) схемой гуманитарной гносеологии, –
приблизиться к осознанию и оптимизации собственных методологических приоритетов
Требования к началу освоения курса
Несмотря на
то, что для успешного освоения курса очень полезны уже имеющиеся философские
знания (примерно в объеме одного хорошо когда-то усвоенного учебника по
философии – типа «Истории западной философии» Б
Уровень, достигаемый по итогам курса
Студент,
получающий итоговый зачет по курсу «Методология гуманитарного знания», в
принципе может считаться способным (добровольно или при крайней необходимости)
справиться с теоретическим рассуждением в области гуманитарного знания, в том
числе в философии
В минимальном варианте освоения компетенций и знаний – позволяют ставить перед
студентом задачи по освоению теоретических высказываний: как в рамках других
курсов («История и философия науки», «Методика и методология научных
исследований» и т
В случае освоения компетенций и знаний с оценкой «отлично» или с
рейтингом больше 80
– можно надеяться на способность студента самостоятельно (начинать) работать с
теоретическими текстами, полезность которых он признает, или, по крайней мере,
на то, что он сможет сформулировать те трудности, которые препятствуют ему в
освоении этих текстов
В идеальном случае освоения курса (может быть выражен только в рейтинге от 100 баллов
и выше) – можно говорить о том, что студент обладает вкусом к работе с
теоретическими гуманитарными текстами и в достаточной степени овладел
специфическими для курса компетенциями – обсуждения теоретических
гносеологических конструкций и позиционирования имплицитной гносеологии
гуманитарного (в т
Формы занятия |
Формы контроля освоения компетенций |
Компетенция |
|
|
Везде - понимать сложные / теоретические тексты + не испытывать
отвращения от работы с теорией |
Лекционные занятия |
Диалог
на занятиях, просьбы резюмировать содержание прошлых лекций, просьбы
проецировать услышанное на примеры из области собственных интересов студентов |
· Воспринимать
теорию как имеющее отношение к повседневной жизни и рутинной интеллектуальной
деятельности · «Карта
гуманитарной гносеологии» - тренироваться в распределении теоретической
информации по «осознаваемым ячейкам» |
Семинар по Ланглуа-Сеньобосу |
Контроль
конспектов? Обсуждение |
Конспектирование.
Деавтоматизация чтения – умение ловить себя на непонимании или неполном
понимании текста |
Тест
(с элементами обучения; коллективное выполнение теста в начале занятия
позволяет включиться в семинар студентам, не читавшим текста, но
«продвинутым») |
Умение
не искать дополнительную информацию, а думать об уже имеющейся |
|
Семинар по Шюцу |
Очень
желательно выполнение внеаудиторного задания – «таблицы»: разнесения звучащих
в статье тезисов по трем спорящим друг с другом точкам зрения |
Систематизация
информации |
|
Составление
глоссария непонятных терминов |
|
|
Формулировка
логики и тезисного плана-схемы статьи – может быть проконтролирована с
помощью специальных упражнений |
|
Выполнение самостоятельного задания по «переводу» - http://aperlov.narod.ru/viz/otchetnost.htm#_Toc266820664 |
Аудиторный
коллоквиум? |
· Систематизация
информации · Умение
фиксировать и описывать ситуацию непонимания теоретического текста · Превращение
ситуации непонимания в ситуацию понимания (осознание того, что именно
непонятно, к какому типу непонятного это принадлежит) · Навыки
работы со словарями и справочниками · Навыки
устной и Power-point презентации Умение
выходить на метауровень, метарефлексия – выход на уровень, на котором
собственный проект по «переводу» может быть соотнесен с чужими Умение
не искать дополнительную информацию, а думать об уже имеющейся |
Самостоятельное освоение учебного пособия – итоговый контроль |
При
артикуляции трудностей – проверка конспекта отдельных лекций и корректирующие
рекомендации Контроль
в форме: · реферата
(м · рецензии
(м · самостоятельной
(аудиторной или внеаудиторной) работы «Словник» - http://aperlov.narod.ru/viz/otchetnost.htm#_Toc266820665 |
· Систематизация
информации · Умение
не искать дополнительную информацию, а думать об уже имеющейся · Применять
теорию к собственным фактическим или воображаемым исследовательским проектам;
воспринимать теорию как имеющее отношение к повседневной жизни и рутинной
интеллектуальной деятельности |
Программа
курса «Методология гуманитарного знания».
(ФИИ, вечернее отделение; 13 мая – 10 июня 2010,
четверги, 19.10 и 20.50)
Дата |
Задание (вместе с дополнительными
материалами) |
|
Тема и краткое содержание занятия. |
13.05 |
Вводное занятие. Понимание
предмета и целей курса, принципы отчетности, программа, поддерживающие курс
ресурсы (www.aperlov.narod.ru,
«учебник» (Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., 2007). Лекция
«Позитивизм». Концепция гуманитарной «науки»: командного проекта
накопления знания, полученного в соответствии со строгими правилами
исследовательской процедуры |
20.05 |
19.10.
Семинар «Позитивизм». Обязательный
текст: Ланглуа Ш., Сеньобос Ш.
Введение в изучение истории. М, 2004. С. 82 – 87, 112 – 121, 214 – 217, 278 –
283. www.aperlov.narod.ru/langlois.doc. Литература: Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. Позитивизм. С. 121 – 128. http://www.aperlov.narod.ru/kollingwood.doc. Перлов А.М.
История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., 2007. С. 11 – 91. Еще задание (принципиально в свете итоговой отчетности): подобрать
и принести / прислать (arkadiy.perlov@gmail.com) источник (1-2 страницы) для «перевода» – непонятный
для Вас философский текст (см. ниже, стр. «Отчетность») |
|
20.50. Лекция
«Альтернативы позитивизму: другие классические стратегии гуманитарного
исследования – интуитивистская и умозрительная». Классические стратегии как составляющие любого конкретного
гуманитарного исследования. Пересмотр декартовской модели научного
(стремящегося к доказательности) знания в теории Джб. Вико – возможность
методического знания, основывающегося не (только) на доказательности.
Основные варианты: спекулятивная реконструкция условий, в которых наше
познание было бы истинным; попытка допущения интуиции как возможной основы
познания. |
27.05 |
19.10 и 20.50. Лекции «Логика критической
установки в теории гуманитарного знания» |
03.06 |
Семинар
«Теория гуманитарного знания между полюсами
аналитизма и интуитивизма». Обязательный
текст: Шюц А. Понятие и
формирование теории в социальных науках // Современная зарубежная социология (70 - 90-е годы). М., 1993. С.
84 - 103, или «Американская
социологическая мысль», М., 1994. С. 526 - 541. http://www.aperlov.narod.ru/SCHUTZ1.DOC Литература: Перлов А.М.
История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., 2007. С. 121 – 153. |
Таким образом, пока не вполне понятно, как окажутся
распределены еще три пары (одна – предположительно, 3 июня, и две – 10 июня). Я
думаю, что в зависимости от того, как у нас будут проходить лекционные и
семинарские занятия, мы решим использовать это время или для того, чтобы
провести какие-то обобщающие лекции, либо коллоквиум, или для аудиторных форм
отчетности: обсуждения «переводов» или проведения аудиторной контрольной работы
по словнику (http://aperlov.narod.ru/fii/slov081.doc)
Объявления о расписании ближайших занятий будут на
страницах:
www.aperlov.narod.ru, www.aperlov.narod.ru/fii.htm
Формы итоговой отчетности по курсу «Методология гуманитарного знания»
1) «Словник» (см
Например:
Понятия:
1) демаркация
2) методологическая дистанция
На
каждое из этих понятий пишется примерно полстраницы-страница текста
Гносеологические конструкции:
3) способы перехода от тезиса к
тезису, от данных (источников, первого впечатления, основанного на здравом
смысле и/или на «консубстанциальности») к концепции
4) типичные клише гуманитарной
мысли
Вы
пишете примерно полстраницы-страницу текста, объясняя, как Вы понимаете эту
конструкцию
2) Работа по характеристике методологии конкретного гуманитарного
исследования (4-6 страниц, примерные вопросы: http://aperlov.narod.ru/fii/gumissledovanie.htm)
3) Рефераты «Логика развития гуманитарной гносеологии» (возможно,
выборочных участков – например, «Логика развития позитивистского направления в
гуманитарной гносеологии»)
4) Рецензии на учебное пособие «История науки: Введение в методологию
гуманитарного знания»
Формы
отчетности для студентов, посещавших и не посещавших аудиторные занятия, к
сожалению, одинаковы (иными словами, не дополнительные задания являются
«наказанием» за непосещение, но возможность участвовать в аудиторных занятиях
является «привилегией», шансом лучше усвоить, оспорить и проговорить конкретные
темы, потренироваться в отдельных компетенциях)
В рамках курса можно набрать не больше 100 рейтинговых
очков, при этом оценке «удовлетворительно» соответствует сумма в 41 – 60
рейтинговых очков, оценке «хорошо» – в 61 – 80 рейтинговых очков, и оценке
«отлично» - свыше 80 очков
При выполнении заданий, предусмотренных системой отчетности,
основная внеаудиторная самостоятельная работа (соответственно, «словник»,
«характеристика исследовательской работы», «реферат» или «рецензия»)
оценивается исходя из максимума в 70 баллов
В рамках курса для ФИИ (20 аудиторных
часов) реально на семинарах прорабатываются два текста:
Ланглуа Ш
Шюц А
Для того, чтобы сдать отчетность по
курсу успешно, приходится освоить:
Перлов А
(«Предмет расширяет кругозор и общую
эрудицию, заставляет голову думать, а мозг – взрываться
Примеры работ, выполненных осенью
[1] Комментарий к форме отчетности «Словник»:
1) Вероятно, тем, кто будет активно участвовать в аудиторных
занятиях, можно будет самостоятельно выбрать билет
2)
Мне малоинтересно читать определения, взятые из словарей и энциклопедий