Проект визитной карточки курса

 

Описание

Методология гуманитарного знания, 1-2 ЗЕ, 2 часа в неделю, вторники (май – июнь), 19.00, бакалаврам и магистрам культурологии и искусствоведения.

Общая характеристика

Основная цель курса

Презентация о целях и задачах курса, о приобретаемых компетенциях (занятие 13.05.2010) - http://aperlov.narod.ru/viz/vvodlek.ppt

Компетенции, приобретаемые студентами

I. Компетенции, приобретаемые за время освоения курса

Входной и выходной блоки

Таблица формирования компетенций (I)

Программа курса

Календарный план

Система отчетности

Сценарии заочного прохождения курса «Методология гуманитарного знания»

Рейтинговый вес заданий в системе отчетности

Ресурсы

Тексты

Отзывы обучавшихся или другие ресурсы

 

 


Описание

Методология гуманитарного знания, 1-2 ЗЕ, 2 часа в неделю, вторники (май – июнь), 19.00, бакалаврам и магистрам культурологии и искусствоведения.

Преподаватель: Перлов А.М., к.и.н., доцент МУНЦ «Высшая школа европейских культур» РГГУ (http://www.hse.ru/org/hse/igiti/fakul/perlov/staff, http://www.aperlov.narod.ru, http://aperlov.narod.ru/ucheb2.htm)

 

Общая характеристика

Основная цель курса

Развить умение читать и понимать теоретические тексты, способствовать освоению словаря и грамматики, при помощи которых можно говорить о теории гуманитарных исследований. Для достижения этой цели принципиально помочь преодолеть страх теоретического рассуждения, а также показать, что теория не противостоит обыденной жизни и исследовательским проектам, посвященным анализу конкретных явлений культуры, но является их субстратом, основой для любых размышлений.

Презентация о целях и задачах курса, о приобретаемых компетенциях (занятие 13.05.2010) - http://aperlov.narod.ru/viz/vvodlek.ppt

 

Компетенции, приобретаемые студентами

 

I. Компетенции, приобретаемые за время освоения курса

·        Понимать теоретические тексты

·        Видеть возможность соотнесения обыденной жизни и рутинных умозаключений, а также «простых» гуманитарных исследований с «высокой теорией» гуманитарного знания

·        Тренироваться в распределении теоретической информации по «осознаваемым ячейкам» (таблица, карта); приобрести более системное и осмысленное видение функций и многообразия теорий в гуманитарном знании

·        По овладении базовым словарем и относительно компактной (а значит – упрощенной) схемой гуманитарной гносеологии, – приблизиться к осознанию и оптимизации собственных методологических приоритетов.

 

Входной и выходной блоки

Требования к началу освоения курса

Несмотря на то, что для успешного освоения курса очень полезны уже имеющиеся философские знания (примерно в объеме одного хорошо когда-то усвоенного учебника по философии – типа «Истории западной философии» Б. Рассела), к курсу могут быть допущены студенты, не имеющие специальной предварительной подготовки.

 

Уровень, достигаемый по итогам курса

Студент, получающий итоговый зачет по курсу «Методология гуманитарного знания», в принципе может считаться способным (добровольно или при крайней необходимости) справиться с теоретическим рассуждением в области гуманитарного знания, в том числе в философии. Это означает, что компетенции, приобретенные и проконтролированные в рамках курса:

В минимальном варианте освоения компетенций и знаний – позволяют ставить перед студентом задачи по освоению теоретических высказываний: как в рамках других курсов («История и философия науки», «Методика и методология научных исследований» и т.п.), так и в ходе работы над квалификационными проектами, в том числе и выпускным. В обоих случаях, однако, формулирование таких требований по отношению к студенту может быть сопряжено с необходимостью жестко настаивать на том, чтобы задачи, предполагающие освоение теоретических текстов, реально выполнялись.

В случае освоения компетенций и знаний с оценкой «отлично» или с рейтингом больше 80 – можно надеяться на способность студента самостоятельно (начинать) работать с теоретическими текстами, полезность которых он признает, или, по крайней мере, на то, что он сможет сформулировать те трудности, которые препятствуют ему в освоении этих текстов. Контроль (и обсуждение) заданий, предполагающих освоение теоретических текстов, все равно крайне желателен, но можно говорить о сформированности у студента базовой компетенции принятия теории и возможности применения ее к рутинным исследовательским и образовательным задачам, об отсутствии принципиальных барьеров к работе с теоретическими высказываниями и проецированию их на разные виды практики, в том числе и своей собственной.

В идеальном случае освоения курса (может быть выражен только в рейтинге от 100 баллов и выше) – можно говорить о том, что студент обладает вкусом к работе с теоретическими гуманитарными текстами и в достаточной степени овладел специфическими для курса компетенциями – обсуждения теоретических гносеологических конструкций и позиционирования имплицитной гносеологии гуманитарного (в т.ч. и собственного) исследовательского проекта на карте теории гуманитарного знания – в достаточной степени.

 


Таблица формирования компетенций (I)

Формы занятия

Формы контроля освоения компетенций

Компетенция

 

 

Везде - понимать сложные / теоретические тексты + не испытывать отвращения от работы с теорией

Лекционные занятия

Диалог на занятиях, просьбы резюмировать содержание прошлых лекций, просьбы проецировать услышанное на примеры из области собственных интересов студентов

·   Воспринимать теорию как имеющее отношение к повседневной жизни и рутинной интеллектуальной деятельности

·   «Карта гуманитарной гносеологии» - тренироваться в распределении теоретической информации по «осознаваемым ячейкам»

Семинар по Ланглуа-Сеньобосу

Контроль конспектов?

Обсуждение

Конспектирование. Деавтоматизация чтения – умение ловить себя на непонимании или неполном понимании текста

Тест (с элементами обучения; коллективное выполнение теста в начале занятия позволяет включиться в семинар студентам, не читавшим текста, но «продвинутым»)

Умение не искать дополнительную информацию, а думать об уже имеющейся

Семинар по Шюцу

Очень желательно выполнение внеаудиторного задания – «таблицы»: разнесения звучащих в статье тезисов по трем спорящим друг с другом точкам зрения

Систематизация информации

 

Составление глоссария непонятных терминов

 

 

Формулировка логики и тезисного плана-схемы статьи – может быть проконтролирована с помощью специальных упражнений

 

Выполнение самостоятельного задания по «переводу» - http://aperlov.narod.ru/viz/otchetnost.htm#_Toc266820664

Аудиторный коллоквиум?

·   Систематизация информации

·   Умение фиксировать и описывать ситуацию непонимания теоретического текста

·   Превращение ситуации непонимания в ситуацию понимания (осознание того, что именно непонятно, к какому типу непонятного это принадлежит)

·   Навыки работы со словарями и справочниками

·   Навыки устной и Power-point презентации

Умение выходить на метауровень, метарефлексия – выход на уровень, на котором собственный проект по «переводу» может быть соотнесен с чужими

Умение не искать дополнительную информацию, а думать об уже имеющейся

Самостоятельное освоение учебного пособия – итоговый контроль

При артикуляции трудностей – проверка конспекта отдельных лекций и корректирующие рекомендации

Контроль в форме:

·   реферата (м.б. по нескольким главам);

·   рецензии (м.б. по нескольким главам);

·   самостоятельной (аудиторной или внеаудиторной) работы «Словник» - http://aperlov.narod.ru/viz/otchetnost.htm#_Toc266820665

·   Систематизация информации

·   Умение не искать дополнительную информацию, а думать об уже имеющейся

·   Применять теорию к собственным фактическим или воображаемым исследовательским проектам; воспринимать теорию как имеющее отношение к повседневной жизни и рутинной интеллектуальной деятельности

 


Программа курса

 

Календарный план

Программа курса «Методология гуманитарного знания».

(ФИИ, вечернее отделение; 13 мая – 10 июня 2010, четверги, 19.10 и 20.50)

 

Дата

Задание (вместе с дополнительными материалами)

 

Тема и краткое содержание занятия.

13.05

Вводное занятие. Понимание предмета и целей курса, принципы отчетности, программа, поддерживающие курс ресурсы (www.aperlov.narod.ru, «учебник» (Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., 2007).

Лекция «Позитивизм». Концепция гуманитарной «науки»: командного проекта накопления знания, полученного в соответствии со строгими правилами исследовательской процедуры

20.05

19.10. Семинар «Позитивизм».

Обязательный текст: Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М, 2004. С. 82 – 87, 112 – 121, 214 – 217, 278 – 283. www.aperlov.narod.ru/langlois.doc.

Литература:

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. Позитивизм. С. 121 – 128. http://www.aperlov.narod.ru/kollingwood.doc.

Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., 2007. С. 11 – 91.

Еще задание (принципиально в свете итоговой отчетности):

подобрать и принести / прислать (arkadiy.perlov@gmail.com) источник (1-2 страницы) для «перевода» – непонятный для Вас философский текст (см. ниже, стр. «Отчетность»)

 

20.50. Лекция «Альтернативы позитивизму: другие классические стратегии гуманитарного исследования – интуитивистская и умозрительная». Классические стратегии как составляющие любого конкретного гуманитарного исследования. Пересмотр декартовской модели научного (стремящегося к доказательности) знания в теории Джб. Вико – возможность методического знания, основывающегося не (только) на доказательности. Основные варианты: спекулятивная реконструкция условий, в которых наше познание было бы истинным; попытка допущения интуиции как возможной основы познания.

27.05

19.10 и 20.50. Лекции «Логика критической установки в теории гуманитарного знания»

03.06

Семинар «Теория гуманитарного знания между полюсами аналитизма и интуитивизма».

Обязательный текст: Шюц А. Понятие и формирование теории в социальных науках // Современная зарубежная социология (70 - 90-е годы). М., 1993. С. 84 - 103, или «Американская социологическая мысль», М., 1994. С. 526 - 541. http://www.aperlov.narod.ru/SCHUTZ1.DOC. Факультативно: развернутое задание ‑ http://www.aperlov.narod.ru/schutzzadanie.doc.

Литература:

Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., 2007. С. 121 – 153.

 

Таким образом, пока не вполне понятно, как окажутся распределены еще три пары (одна – предположительно, 3 июня, и две – 10 июня). Я думаю, что в зависимости от того, как у нас будут проходить лекционные и семинарские занятия, мы решим использовать это время или для того, чтобы провести какие-то обобщающие лекции, либо коллоквиум, или для аудиторных форм отчетности: обсуждения «переводов» или проведения аудиторной контрольной работы по словнику (http://aperlov.narod.ru/fii/slov081.doc)

 

Объявления о расписании ближайших занятий будут на страницах:
www.aperlov.narod.ru, www.aperlov.narod.ru/fii.htm


Система отчетности

 

Формы итоговой отчетности по курсу «Методология гуманитарного знания»

 

1) «Словник» (см. http://aperlov.narod.ru/fii/slovbilety.doc или http://aperlov.narod.ru/fii/slovbilety.htm). В задание входят два понятия и две т.н. «гносеологические конструкции».

Например:

Понятия:

1) демаркация

2) методологическая дистанция

На каждое из этих понятий пишется примерно полстраницы-страница текста. Понятию дается определение, и обязательно даются примеры использования этого понятия при описании конкретного исследовательского проекта (предпочтительно, Вашего).

Гносеологические конструкции:

3) способы перехода от тезиса к тезису, от данных (источников, первого впечатления, основанного на здравом смысле и/или на «консубстанциальности») к концепции

4) типичные клише гуманитарной мысли

Вы пишете примерно полстраницы-страницу текста, объясняя, как Вы понимаете эту конструкцию.[1]

 

2) Работа по характеристике методологии конкретного гуманитарного исследования (4-6 страниц, примерные вопросы: http://aperlov.narod.ru/fii/gumissledovanie.htm).

 

3) Рефераты «Логика развития гуманитарной гносеологии» (возможно, выборочных участков – например, «Логика развития позитивистского направления в гуманитарной гносеологии»). 4-6 страниц. Эпитомы (сокращенные и, возможно, переструктурированные версии исходного текста) не принимаются, все нужно писать своими словами.

 

4) Рецензии на учебное пособие «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания». 4-6 страниц. Предпочтительно рецензировать именно книгу как определенный способ изложения истории гносеологических концепций, но возможен и «облегченный» вариант: приведение тех принадлежащих отдельным теоретикам методологических тезисов, которые кажутся Вам подходящими или неподходящими для проекта Вашего гуманитарного исследования (например, диплома). В любом случае, количество критических положений должно составлять не меньше трети всей работы.

 

Сценарии заочного прохождения курса «Методология гуманитарного знания»

 

Формы отчетности для студентов, посещавших и не посещавших аудиторные занятия, к сожалению, одинаковы (иными словами, не дополнительные задания являются «наказанием» за непосещение, но возможность участвовать в аудиторных занятиях является «привилегией», шансом лучше усвоить, оспорить и проговорить конкретные темы, потренироваться в отдельных компетенциях). В зависимости от конкретной учебной ситуации, может быть рекомендовано заочное выполнение тех или иных семинарских заданий (например, в случае пропуска семинара по Шюцу или абсолютно молчаливого в нем участия, может быть предложено сделать конспект текста, в форме последовательности тезисов или таблицы). Однако реалистичным будет признать, что для получения зачета по курсу даже в случае полного непосещения занятий, достаточно выполнить в одной из четырех форм итоговое задание, но так, чтобы это убедительно свидетельствовало об освоении в достаточном объеме курса по «Методологии гуманитарного знания» и соответствующего учебного пособия.

 

Рейтинговый вес заданий в системе отчетности

В рамках курса можно набрать не больше 100 рейтинговых очков, при этом оценке «удовлетворительно» соответствует сумма в 41 – 60 рейтинговых очков, оценке «хорошо» – в 61 – 80 рейтинговых очков, и оценке «отлично» - свыше 80 очков.

При выполнении заданий, предусмотренных системой отчетности, основная внеаудиторная самостоятельная работа (соответственно, «словник», «характеристика исследовательской работы», «реферат» или «рецензия») оценивается исходя из максимума в 70 баллов. Максимум, который может быть получен за выполнение задания «перевод» – 35 баллов, за активное участие в лекциях и семинарах – 50 баллов.

 


Ресурсы

 

Тексты

В рамках курса для ФИИ (20 аудиторных часов) реально на семинарах прорабатываются два текста:

Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 2004. С. 82 – 87, 112 – 121, 214 – 217, 278 – 283. www.aperlov.narod.ru/langlois.doc.

Шюц А. Понятие и формирование теории в социальных науках // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 526 - 541. http://www.aperlov.narod.ru/SCHUTZ1.DOC.

 

Для того, чтобы сдать отчетность по курсу успешно, приходится освоить:

Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., 2007. 312 с.

 

Отзывы обучавшихся или другие ресурсы

(«Предмет расширяет кругозор и общую эрудицию, заставляет голову думать, а мозг – взрываться. Это полезно»).

Примеры работ, выполненных осенью 2009 г. студентами 3 курса ФИИ РГГУ (безусловно, очень наивно, но зато отражает, что могут посчитать для себя полезным искусствоведки 3 курса – А.П.): рецензия 1, рецензия 2, рецензия 3

 

 



[1] Комментарий к форме отчетности «Словник»:

1) Вероятно, тем, кто будет активно участвовать в аудиторных занятиях, можно будет самостоятельно выбрать билет. Однако в основном понятия и гносеологические конструкции все-таки не выбираются, а назначаются: на основе анкет (буде мне таковые сдадут) и впечатления от работы на занятиях.

2) Мне малоинтересно читать определения, взятые из словарей и энциклопедий. Во-первых, далеко не всегда автор какой-либо словарной статьи и я видим какое-то понятие в одном и том же ракурсе, делая акцент на одном и том же. Во-вторых, мне важно удостовериться не в Вашем умении найти статью в энциклопедии, а в Вашей способности последовательно рассуждать с использованием этого термина, уметь применить его к конкретному исследовательскому материалу. Ценнее не «отгадка» определения, а Ваше умение обращаться с термином :)



Hosted by uCoz