Пожалуйста, выберите пример какой-либо (желательно, хорошо
известной и важной для Вашей области интересов) исследовательской работы.
Пожалуйста, согласуйте этот выбор (aperlov@yandex.ru).
Объем итогового эссе может составить порядка 10000 знаков.
При написании эссе, пожалуйста, проследите за тем, чтобы были раскрыты
следующие вопросы:
- Что хочет сказать исследуемый
Вами автор? На основе анализа каких источников он делает свои выводы? Что
нового, в результате появления его работы, стало известно о его источнике
по сравнению с той информацией, которая и так уже была известна об этом
источнике или из существующей литературы (разумеется, Вы совершенно не
обязаны знать, что нового появилось “на самом деле”; для Вас в данном
случае важнее, в чем именно видит или позволяет видеть “message” исследуемого Вами текста
его автор). Для освещения этого вопроса очень полезны ударные части
исследуемого текста (“Введения”, “Заключения”, “Выводы” и т.п.), но эти
части далеко не всегда дают исчерпывающую информацию.
- Каковы источники, которыми
пользуется автор? Какую часть информации своей работы он обозначает как
принадлежащую целиком и полностью (по преимуществу, в какой-то мере) своим
источникам?
- Каким образом автор приходит
к новой (неявной очевидно из источника или неизвестной в исследовательской
литературе) информации? Каков механизм связи между его тезисами, и даже
просто предложениями? Предпочитает ли он логические связки (и корректны ли
они), аналогии, метафоры, риторические воззвания, апелляции к чувственному
опыту, к здравому смыслу, к аксиоматическим основаниям, дедукцию из
некоторых общих положений и т.п.? Какую степень субъективности он
пропагандирует и реально допускает в исследовании?
- Каковы проговоренные и
непроговоренные аксиомы и предпосылки исследуемого текста? [Подсказка:
очень полезными могут быть такие фразы как «само собой разумеется», «ни
один настоящий ученый» и т.п. Эти проговорки очень часто отмечают то, в
чем сам автор сомневается] Какие представления о мире, о науке, об
“истине”, о человеке, об исследуемом предмете необходимо разделять для
того, чтобы быть согласным с тем, что написал исследуемый Вами автор?
- В каком сообществе видит себя
автор исследуемого Вами текста? На кого (и с какой степенью доверия) он
ссылается, с кем и насколько агрессивно полемизирует и т.д.? Знаете ли Вы,
когда и в каких контекстах появились фундаментальные для Вашего автора
категории и термины?
- Каким должен быть читатель
исследуемого текста для того, чтобы ему понравилось?
- Для анализа каких сюжетов
использование техник исследования, предлагаемых выбранным Вами автором,
выглядит перспективным, а на какие вопросы этот подход кажется принципиально
неспособным ответить?
8.
К какой методологической стратегии гуманитарного
исследования ближе всего исследуемый Вами текст? (опять-таки и в этом вопросе
следует разделять то, что думает о своем детище автор, и то, что устанавливаете
безжалостно исследующие этого автора Вы).