Пояснение
В задание входят два понятия
(выделены курсивом) и две т.н. «гносеологические конструкции».
На каждое из понятий пишется
примерно полстраницы-страница текста. Понятию дается
определение, и обязательно даются
примеры использования этого понятия при описании конкретного исследовательского
проекта (предпочтительно, Вашего).
Точно так же Вы пишете
примерно полстраницы-страницу текста на каждую
гносеологическую конструкцию, объясняя, как Вы ее понимаете.
Обратите, пожалуйста,
внимание:
1) «полстраницы-страница»
- условный (а скорее даже, максимальный) объем. Если Вы уверены, что можете
раскрыть сюжет короче – тем лучше.
2) мне малоинтересно читать
определения, взятые из словарей и энциклопедий. Во-первых, далеко не всегда
автор какой-либо словарной статьи я видим какое-то понятие в одном и том же
ракурсе, делая акцент на одном и том же. Во-вторых, мне важно удостовериться не
в Вашем умении найти статью в энциклопедии, а в Вашей способности
последовательно рассуждать с использованием этого термина, уметь применить его
к конкретному исследовательскому материалу. Ценнее не
«отгадка» определения, а Ваше умение обращаться с термином :)
3) напоминаю, что выбор
билета не является прерогативой студента. Основываясь на Вашей анкете, на Вашей
работе во время лекции, а также учитывая, какие билеты
уже распределены, я пытаюсь предлагать Вам конкретный билет или билеты на выбор,
или соглашаться с Вашим предпочтением, если Вы его сделали и можете обосновать.
Видимо, согласовывать билеты по словнику лучше всего будет в электронной
переписке, после занятия 3 июня.
Билеты
1.
- Метафизика
- Чистый
опыт
- Гуманитарная гносеология как поиск компромисса
между научной строгостью и методичностью, с одной стороны, и
экзистенциальной значимостью, доверием интуитивным озарениям и «здравому
смыслу» – с другой
- Легитимация исследовательской методологии
2.
- Когито
- Научная
революция
- Различение 1) эксплицитного содержания
гносеологической гуманитарной концепции; 2) (неосознаваемых) предпосылок и
следствий; 3) риторического оформления концепции
- Предпосланная онтология, которая легитимировала
бы недостоверное – умозрительное или интуитивное – познание.
3.
- Фальсификация
- Методологическая
дистанция
- Эксплицитное содержание и имплицитная гносеология
- Концепты «здравого смысла» и «конгениальности» («консубстанциальности») как легитимация права
исследователя высказывать гипотезы о предмете изучения по аналогии с ним и
в силу принадлежности к единому смысловому пространству (языка и/или истории).
4.
- Структура
- Ценности
- Легитимация права исследователя на суждения в
областях, недоступных для доказательного знания (но представляющих
экзистенциальную важность)
- Логика взаимосвязи между системой представлений и
культурным горизонтом, властью и знанием, знанием и этическим
(социально-критическим) действием
5.
- Наука (=
организованное, методическое знание)
- Идеальный
тип
- Взаимосвязь между объяснительными ресурсами
концепции, ее предпосланной онтологией, легитимирующим эту онтологию
арсеналом допущений и предпочитаемых риторических фигур, социально-этическими
пристрастиями и социальной организацией знания
- Проблематизация и теоретическая контекстуализация обыденной жизни
6.
- Натурализм
- Размыкание
структуры в контекст
- Типичные клише гуманитарной мысли
- Эксплицитное содержание и имплицитная гносеология
7.
- Факт
- Парадигма
- Представление о сравнительной свободе выбора
исследовательской позиции между аналитизмом и
интуитивизмом и об обременительности набора условий, которые сопровождают
этот выбор.
- Нагруженность категориального аппарата историко-культурным контекстом
и реконструируемые по тексту интересы, аксиомы и допущения, стоящие за его
содержанием
8.
- Презумпция
- Верификация
- Легитимация исследовательской методологии
- Зависимость содержания высказывания от его
контекстов
9.
- Кумулятивное
развитие знания
- Интроспекция
- Логика «подозрения», даже если объяснение кажется
естественным, истинным и благотворным
- Различение 1) эксплицитного содержания
гносеологической гуманитарной концепции; 2) (неосознаваемых) предпосылок и
следствий; 3) риторического оформления концепции
10.
- Внетеоретические факторы
знания
- Эмпирическое
- Связи между определенными гносеологическими
теориями и соответствующими логико-риторическими предпочтениями
исследователя (например, механицизм, индуктивность и риторика
нейтральности позитивизма или структурализма vs. предпочтение суждению по аналогии и
консервативному признанию собственной субъективности у представителей
герменевтической стратегии)
- Относительность (= перспективы; = не-наивность) собственной позиции
11.
- Когнитивный
и социологический подходы
- Постструктурализм
- Механика применения неопозитивистской процедуры к
социальному, текстологическому и гуманитарному знанию.
- Взаимосвязь устройства предмета и способа его
исследования
12.
- Аналогия
- Дискурс
- Переконцептуализация эмпирического материала в соответствии с заданной
(например, гносеологическими требованиями) предпосланной онтологией
- Карта гуманитарной гносеологии и возможность
выделять ее «натуралистический полюс».
13.
- Демаркация
- Истина
(как теоретическая реконструкция независимого от наблюдателя положения дел
и как регулятивный идеал методологии)
- Обратная пропорция между детализацией
исследовательской процедуры и теоретически непротиворечивой и амбициозной методологией
- Типичные клише гуманитарной мысли
14.
- Протокольные
предложения
- Баденская (психологическая) школа неокантианства
- Степень включенности наблюдения
- Взаимосвязь между содержанием концепции,
представлением исследователей о социальных параметрах производимого знания
и о возможностях взаимовлияния знания и социальной организации, а также
методологическим оптимизмом или пессимизмом в отношении перспектив исследования
15.
- Оценка и
отнесение к ценности
- Конвенционализм
- Чередование и сочетание разных методологий в
рамках одного исследования
- Переконцептуализация эмпирического материала в соответствии с заданной
(например, гносеологическими требованиями) предпосланной онтологией
16.
- Герменевтический
круг
- Неопозитивизм
= третий позитивизм = логический позитивизм
- Сходное (гносеологическое) содержание за
изменяющейся риторикой
- Концепты «здравого смысла» и «конгениальности» («консубстанциальности») как легитимация права
исследователя высказывать гипотезы о предмете изучения по аналогии с ним и
в силу принадлежности к единому смысловому пространству (языка и/или истории).
17.
- Идиографический («описывающий особенное»,
индивидуализирующий) метод
- Язык и
речь
- Исследование как сочетание «классических
стратегий» и соответствующей им риторики
- Взаимосвязь между объяснительными ресурсами
концепции, ее предпосланной онтологией, легитимирующим эту онтологию
арсеналом допущений и предпочитаемых риторических фигур, социально-этическими
пристрастиями и социальной организацией знания
18.
- Стиль
знания
- Понимание
– объяснение – описание
- Взаимосвязь между содержанием концепции,
представлением исследователей о социальных параметрах производимого знания
и о возможностях взаимовлияния знания и социальной организации, а также
методологическим оптимизмом или пессимизмом в отношении перспектив исследования
- Чередование и сочетание разных методологий в
рамках одного исследования
19.
- Номотетический («устанавливающий законы»,
генерализирующий, обобщающий) метод
- Дискурсивный
анализ
- Способы перехода от тезиса к тезису, от данных
(источников, первого впечатления, основанного на здравом смысле и/или на «консубстанциальности») к концепции
- Этические импликации гуманитариев
20.
- Социология
знания
- Историзм
(историцизм)
- Относительность (= перспективы; = не-наивность) собственной позиции
- Гуманитарная гносеология как поиск компромисса
между научной строгостью и методичностью, с одной стороны, и экзистенциальной
значимостью, доверием интуитивным озарениям и «здравому смыслу» – с
другой.
21.
- Этос науки
- Здравый
смысл
- Исследование как сочетание «классических
стратегий» и соответствующей им риторики
- Обратная пропорция между детализацией
исследовательской процедуры и теоретически непротиворечивой и амбициозной методологией
22.
·
Детализация исследовательской процедуры
- Дисциплинарная
матрица
- Легитимация права исследователя на суждения в
областях, недоступных для доказательного знания (но представляющих
экзистенциальную важность)
- Логика взаимосвязи между системой представлений и
культурным горизонтом, властью и знанием, знанием и этическим
(социально-критическим) действием
23.
·
«Охватывающих законов» теория
- Степень включенности наблюдения
- Связи между определенными гносеологическими
теориями и соответствующими логико-риторическими предпочтениями
исследователя (например, механицизм, индуктивность и риторика
нейтральности позитивизма или структурализма vs. предпочтение суждению по аналогии и
консервативному признанию собственной субъективности у представителей
герменевтической стратегии)
24.
- Конгениальность
/ консубстанциальность
- Методологическая
дистанция
- Карта гуманитарной гносеологии и возможность
выделять ее «натуралистический полюс»
- Эксплицитное содержание и имплицитная гносеология
25.
- Презумпция
- Чистый
опыт
- Представление о сравнительной свободе выбора
исследовательской позиции между аналитизмом и
интуитивизмом и об обременительности набора условий, которые сопровождают
этот выбор
- Нагруженность категориального аппарата историко-культурным контекстом
и реконструируемые по тексту интересы, аксиомы и допущения, стоящие за его
содержанием
26.
- Кумулятивное
развитие знания
- Интроспекция
- Механика применения неопозитивистской процедуры к
социальному, текстологическому и гуманитарному знанию
- Проблематизация и теоретическая контекстуализация обыденной жизни