Отчетное
самостоятельное задание «Перевод».
Формы
итоговой отчетности по курсу «Методология гуманитарного знания»
Сценарии
заочного прохождения курса «Методология гуманитарного знания»
Рейтинговый
вес заданий в системе отчетности
Программа
курса «Методология гуманитарного знания»
(ФИИ, вечернее отделение; 13 мая – 10 июня 2010,
четверги, 19
Дата |
Задание (вместе с дополнительными
материалами) |
|
Тема и краткое содержание занятия |
13 |
Вводное занятие Лекция
«Позитивизм» |
20 |
19 Обязательный
текст: Ланглуа Ш Литература: Коллингвуд Р Перлов А Еще задание (принципиально в свете итоговой отчетности): подобрать
и принести / прислать (arkadiy.perlov@gmail.com) источник (1-2 страницы) для «перевода» – непонятный
для Вас философский текст (см |
|
20 |
27 |
19 |
03 |
Семинар
«Теория гуманитарного знания между полюсами
аналитизма и интуитивизма» Обязательный
текст: Шюц А Литература: Перлов А |
Таким образом, пока не вполне понятно, как окажутся
распределены еще три пары (одна – предположительно, 3 июня, и две – 10 июня)
Объявления о расписании ближайших занятий будут на
страницах:
www.aperlov.narod.ru, www.aperlov.narod.ru/fii.htm
Семинар I (20 мая, 19
Позитивизм
Основной текст:
Ланглуа Ш
·
Познакомиться
с понятием и логикой позитивизма как одной из основных (и часто -
моделеобразующих) стратегий (гуманитарного) исследования
·
На
примере позитивизма проследить за взаимосвязью между идеологией,
технологическими рекомендациями, непроговариваемыми презумпциями
позитивистского исследования, характерными риторическими фигурами и
методологическими достоинствами и недостатками конкретной стратегии
(гуманитарного) исследования
·
При
помощи отрывков из работы Ш
·
На
материале высказываний Коллингвуда зафиксировать набор самых базовых возражений
в адрес позитивизма и составить собственное представление о не/справедливости
антипозитивистской критики
Дополнительный текст:
Дюркгейм Э
Литература:
Коллингвуд Р
Перлов А
Вопросы к семинару:
·
Что
является предметом деятельности историка? Понятия «факта» и «документа»
·
Понятия
внешней и внутренней критики у Ланглуа и Сеньобоса
·
На
какого рода вопросы может ответить историческое знание, если понимать его как
Ланглуа и Сеньобос? Какие постановки вопросов останутся некорректными? Как
выглядят цели исторической науки?
·
Соответствует
ли текст «Введения в изучение истории» тем требованиям, которые позитивисты
предъявляют к научным текстам?
·
Особенности
синтетического изложения гуманитарной информации в позитивизме
·
Что
можно сказать о культурной специфике французского позитивизма конца XIX века?
Семинар II (3
июня, 19
Описание теоретической конструкции в контексте истории гуманитарной гносеологии
Основной текст:
Шюц А
Дополнительные
тексты:
Дискуссия Поппера и Адорно о логике
социальных наук // Вопросы философии, №
10, 1992
Дрей У
Рикер
П
Литература:
Перлов А
Пожалуйста,
прочитайте статью Шюца
Составьте подробный конспект этого текста –
желательно, не в форме гладкого повествования, а как последовательность из
нескольких десятков тезисов
Еще одним полезным ресурсом для Вас может стать
словарик ключевых категорий текста Шюца
При чтении, обращайте, пожалуйста, особое внимание на
следующие вопросы (однако, не забывайте, что Ваша задача сейчас не ответ на эти
вопросы, а конспект):
·
Какова
логика статьи Шюца, кто с кем спорит, кто с кем соглашается?
·
Как
выглядят аргументы сторонников доказательного знания в гуманитарных
(общественных) науках?
·
В
чем усматривает Шюц внутренние логические противоречия и слабости
бихевиористской методологии?
·
Почему,
по мнению Шюца, интерсубъективная интерпретация возможна в социальных науках,
какую роль играют в этом категории «жизненного мира», «понимания», «идеальной
типизации», «конструкций второго типа»?
·
Что,
с точки зрения Шюца, делало оправданной часть критики сциентистов в адрес
специфически гуманитарного знания и каким образом его собственный подход
позволяет преодолеть эти проблемы?
·
Какую
роль выполняют приводимые Шюцом в статье примеры-притчи: о почтальоне или о
сеттере Ровере?
·
Какое
соотношение усматривает Шюц между «обыденном знанием» и «научным мышлением»?
Что можно сказать о целесообразности, возможностях и границах достижения
объективности (контролируемой индивидуальности) в концепции Шюца?
На 20
ИСТОЧНИК (1-2 страницы) – непонятный для Вас
философский текст (на русском языке), в котором Вы хотели бы разобраться
(т
Предположительно, коллоквиум по «переводам» состоится
на заключительном занятии 10 июня и будет включать в себя устные выступления
тех коллег, которые будут готовы и пожелают принять участие
Обязательные элементы выступления:
1
(в обязательном порядке представляются для
проецирования на экране 1-2 компактные цитаты, отражающие непонятность текста)
и хоть что-то свидетельствующее для Вас о его притягательности
2
3
· Перечисление: а) слов, значение которых
получилось без проблем узнать в философских словарях или в других источниках;
б) слов и конструкций, значение которых стало ясным в результате размышления;
в) слов и конструкций, значение которых осталось проблематичным или и вовсе
неясным
· Конспект текста
· Резюме
4
После Вашего монологического выступления (по
необходимости короткого, до 10 минут) предусматривается еще как минимум
5-минутный блок ответа на задаваемые Вам вопросы
1) на достигнутое Вами понимание текста, на его смысл;
2) о методиках Вашей работы по пониманию непонятного
источника
5
Вместе с активным участием в семинарах по
Ланглуа-Сеньобосу и по Шюцу выполнение задания «Перевод» рассматривается как
условие получения зачета по курсу, альтернативное внеаудиторным формам –
самостоятельному выполнению письменной работы по одному из четырех вариантов
1) «Словник» (см
Например:
Понятия:
1) демаркация
2) методологическая дистанция
На
каждое из этих понятий пишется примерно полстраницы-страница текста
Гносеологические конструкции:
3) способы перехода от тезиса к
тезису, от данных (источников, первого впечатления, основанного на здравом
смысле и/или на «консубстанциальности») к концепции
4) типичные клише гуманитарной
мысли
Вы
пишете примерно полстраницы-страницу текста, объясняя, как Вы понимаете эту
конструкцию
2) Работа по характеристике методологии конкретного гуманитарного
исследования (4-6 страниц, примерные вопросы: http://aperlov.narod.ru/fii/gumissledovanie.htm)
3) Рефераты «Логика развития гуманитарной гносеологии» (возможно,
выборочных участков – например, «Логика развития позитивистского направления в
гуманитарной гносеологии»)
4) Рецензии на учебное пособие «История науки: Введение в методологию
гуманитарного знания»
Формы
отчетности для студентов, посещавших и не посещавших аудиторные занятия, к
сожалению, одинаковы (иными словами, не дополнительные задания являются
«наказанием» за непосещение, но возможность участвовать в аудиторных занятиях
является «привилегией», шансом лучше усвоить, оспорить и проговорить конкретные
темы, потренироваться в отдельных компетенциях)
В рамках курса можно набрать не больше 100 рейтинговых
очков, при этом оценке «удовлетворительно» соответствует сумма в 41 – 60
рейтинговых очков, оценке «хорошо» – в 61 – 80 рейтинговых очков, и оценке
«отлично» - свыше 80 очков
При выполнении заданий, предусмотренных системой отчетности,
основная внеаудиторная самостоятельная работа (соответственно, «словник»,
«характеристика исследовательской работы», «реферат» или «рецензия»)
оценивается исходя из максимума в 70 баллов
[1] Комментарий к форме отчетности «Словник»:
1) Вероятно, тем, кто будет активно участвовать в аудиторных
занятиях, можно будет самостоятельно выбрать билет
2)
Мне малоинтересно читать определения, взятые из словарей и энциклопедий