Презентация
о целях и задачах курса, о приобретаемых компетенциях (= аннотация курса)
Компетенции,
приобретаемые студентами
I.
Компетенции, приобретаемые за время освоения курса
II.
Компетенции, в формировании которых курс участвует
III.
Компетенции по ФГОС-3, к формированию и контролю которых курс имеет отношение
Таблица
формирования компетенций (I)
(Целиком – вводная
презентация занятия 13
Развить умение читать и понимать
теоретические тексты, способствовать освоению словаря и грамматики, при помощи
которых можно говорить о теории гуманитарных исследований
· Понимать теоретические тексты
· Видеть возможность соотнесения обыденной жизни и рутинных умозаключений, а также «простых» гуманитарных исследований с «высокой теорией» гуманитарного знания
· Тренироваться в распределении теоретической информации по «осознаваемым ячейкам» (таблица, карта); приобрести более системное и осмысленное видение функций и многообразия теорий в гуманитарном знании
·
По овладении базовым словарем и
относительно компактной (а значит – упрощенной) схемой гуманитарной
гносеологии, – приблизиться к осознанию и оптимизации собственных методологических
приоритетов
Учиться думать. Иногда, столкнувшись с ситуацией нехватки или недостоверности какой-либо
информации, с ее непониманием – не игнорировать задачу и пытаться решить
проблему не за счет поиска дополнительной информации, но посредством
сосредоточенного интеллектуального усилия – фиксации непонимаемого и попыток
подобрать и / или скомбинировать максимально подходящий багаж из собственного
опыта
Расшатывание шаблонов мышления
Курс должен
способствовать выработке у магистрантов-искусствоведов рефлексивной позиции по
отношению к тем гуманитарным исследованиям, с которыми им приходится
знакомиться, к собственным исследовательским проектам
Содержание
курса связано с дисциплинами «История и философия науки», «Методика и
методология научных исследований», «История и методология изучения культурного
и природного наследия»
Требования к началу освоения курса
Несмотря на
то, что для успешного освоения курса очень полезны уже имеющиеся философские
знания (примерно в объеме одного хорошо когда-то усвоенного учебника по
философии – типа «Истории западной философии» Б
Уровень, достигаемый по итогам курса
Студент,
получающий итоговый зачет по курсу «Методология гуманитарного знания», в
принципе может считаться способным (добровольно или при крайней необходимости)
справиться с теоретическим рассуждением в области гуманитарного знания, в том
числе в философии
В минимальном варианте освоения компетенций и знаний – позволяют ставить перед
студентом задачи по освоению теоретических высказываний: как в рамках других
курсов («История и философия науки», «Методика и методология научных
исследований» и т
В случае освоения компетенций и знаний с оценкой «отлично» или с
рейтингом больше 80
– можно надеяться на способность студента самостоятельно (начинать) работать с
теоретическими текстами, полезность которых он признает, или, по крайней мере,
на то, что он сможет сформулировать те трудности, которые препятствуют ему в
освоении этих текстов
В идеальном случае освоения курса (может быть выражен только в рейтинге от 100 баллов
и выше) – можно говорить о том, что студент обладает вкусом к работе с
теоретическими гуманитарными текстами и в достаточной степени овладел
специфическими для курса компетенциями – обсуждения теоретических
гносеологических конструкций и позиционирования имплицитной гносеологии
гуманитарного (в т
а) общекультурные (ОК):
б) общепрофессиональные (ПК):
Формы занятия |
Формы контроля освоения компетенций |
Компетенция |
|
|
Везде - понимать сложные / теоретические тексты + не испытывать
отвращения от работы с теорией |
Лекционные занятия |
Диалог
на занятиях, просьбы резюмировать содержание прошлых лекций, просьбы
проецировать услышанное на примеры из области собственных интересов студентов |
· Воспринимать
теорию как имеющее отношение к повседневной жизни и рутинной интеллектуальной
деятельности · «Карта
гуманитарной гносеологии» - тренироваться в распределении теоретической
информации по «осознаваемым ячейкам» |
Семинар по Ланглуа-Сеньобосу |
Контроль
конспектов? Обсуждение |
Конспектирование.
Деавтоматизация чтения – умение ловить себя на непонимании или неполном
понимании текста |
Тест
(с элементами обучения; коллективное выполнение теста в начале занятия
позволяет включиться в семинар студентам, не читавшим текста, но
«продвинутым») |
Умение
не искать дополнительную информацию, а думать об уже имеющейся |
|
Семинар по Шюцу |
Очень
желательно выполнение внеаудиторного задания – «таблицы»: разнесения звучащих
в статье тезисов по трем спорящим друг с другом точкам зрения |
Систематизация
информации |
|
Составление
глоссария непонятных терминов |
|
|
Формулировка
логики и тезисного плана-схемы статьи – может быть проконтролирована с
помощью специальных упражнений |
|
Выполнение самостоятельного задания по «переводу» - http://aperlov.narod.ru/viz/otchetnost.htm#_Toc266820664 |
Аудиторный
коллоквиум? |
· Систематизация
информации · Умение
фиксировать и описывать ситуацию непонимания теоретического текста · Превращение
ситуации непонимания в ситуацию понимания (осознание того, что именно
непонятно, к какому типу непонятного это принадлежит) · Навыки
работы со словарями и справочниками · Навыки
устной и Power-point презентации Умение
выходить на метауровень, метарефлексия – выход на уровень, на котором
собственный проект по «переводу» может быть соотнесен с чужими Умение
не искать дополнительную информацию, а думать об уже имеющейся |
Самостоятельное освоение учебного пособия – итоговый контроль |
При
артикуляции трудностей – проверка конспекта отдельных лекций и корректирующие
рекомендации Контроль
в форме: · реферата
(м · рецензии
(м · самостоятельной
(аудиторной или внеаудиторной) работы «Словник» - http://aperlov.narod.ru/viz/otchetnost.htm#_Toc266820665 |
· Систематизация
информации · Умение
не искать дополнительную информацию, а думать об уже имеющейся · Применять
теорию к собственным фактическим или воображаемым исследовательским проектам;
воспринимать теорию как имеющее отношение к повседневной жизни и рутинной
интеллектуальной деятельности |