Общая характеристика курса

 

Презентация о целях и задачах курса, о приобретаемых компетенциях (= аннотация курса)

Основная цель курса

Компетенции, приобретаемые студентами

I. Компетенции, приобретаемые за время освоения курса

II. Компетенции, в формировании которых курс участвует

Входной и выходной блоки

III. Компетенции по ФГОС-3, к формированию и контролю которых курс имеет отношение

Таблица формирования компетенций (I)

 

Презентация о целях и задачах курса, о приобретаемых компетенциях (= аннотация курса)

(Целиком – вводная презентация занятия 13.05.2010; по частям – компетенции, пример работы («позитивизм»), принципы отчетности).

 

Основная цель курса

Развить умение читать и понимать теоретические тексты, способствовать освоению словаря и грамматики, при помощи которых можно говорить о теории гуманитарных исследований. Для достижения этой цели принципиально помочь преодолеть страх теоретического рассуждения, а также показать, что теория не противостоит обыденной жизни и исследовательским проектам, посвященным анализу конкретных явлений культуры, но является их субстратом, основой для любых размышлений.

 

Компетенции, приобретаемые студентами

 

I. Компетенции, приобретаемые за время освоения курса

·        Понимать теоретические тексты

·        Видеть возможность соотнесения обыденной жизни и рутинных умозаключений, а также «простых» гуманитарных исследований с «высокой теорией» гуманитарного знания

·        Тренироваться в распределении теоретической информации по «осознаваемым ячейкам» (таблица, карта); приобрести более системное и осмысленное видение функций и многообразия теорий в гуманитарном знании

·        По овладении базовым словарем и относительно компактной (а значит – упрощенной) схемой гуманитарной гносеологии, – приблизиться к осознанию и оптимизации собственных методологических приоритетов.

 

II. Компетенции, в формировании которых курс участвует

Учиться думать. Иногда, столкнувшись с ситуацией нехватки или недостоверности какой-либо информации, с ее непониманием – не игнорировать задачу и пытаться решить проблему не за счет поиска дополнительной информации, но посредством сосредоточенного интеллектуального усилия – фиксации непонимаемого и попыток подобрать и / или скомбинировать максимально подходящий багаж из собственного опыта.

Расшатывание шаблонов мышления. Способность посмотреть со стороны на интеллектуальные проекты – умение видеть не только бонусы (как правило, артикулируемые авторами читаемых книг, статей или заявок), но и неизбежно соответствующие любым бонусам издержки. Предупреждение о том, что одной из важнейших проблем  в гуманитарном знании (по преодолении «детской болезни» недостатка креативности и уверенности в себе) является легкость, с которой материалу навязывается собственная интерпретация. «Методология» в рамках данного курса понимается совсем не как предоставление более или менее универсального набора методик для решения всевозможных исследовательских задач, но, наоборот – как развитие у исследователя установки «недоверия к себе». Следует осознать, что между первым впечатлением об исследуемом материале и озвучиванием концепции должна иметь место многоступенчатая работа, производимая в соответствии с последовательной системой правил – методом.

 

Курс должен способствовать выработке у магистрантов-искусствоведов рефлексивной позиции по отношению к тем гуманитарным исследованиям, с которыми им приходится знакомиться, к собственным исследовательским проектам.

Содержание курса связано с дисциплинами «История и философия науки», «Методика и методология научных исследований», «История и методология изучения культурного и природного наследия».

 

Входной и выходной блоки

Требования к началу освоения курса

Несмотря на то, что для успешного освоения курса очень полезны уже имеющиеся философские знания (примерно в объеме одного хорошо когда-то усвоенного учебника по философии – типа «Истории западной философии» Б. Рассела), к курсу могут быть допущены студенты, не имеющие специальной предварительной подготовки.

 

Уровень, достигаемый по итогам курса

Студент, получающий итоговый зачет по курсу «Методология гуманитарного знания», в принципе может считаться способным (добровольно или при крайней необходимости) справиться с теоретическим рассуждением в области гуманитарного знания, в том числе в философии. Это означает, что компетенции, приобретенные и проконтролированные в рамках курса:

В минимальном варианте освоения компетенций и знаний – позволяют ставить перед студентом задачи по освоению теоретических высказываний: как в рамках других курсов («История и философия науки», «Методика и методология научных исследований» и т.п.), так и в ходе работы над квалификационными проектами, в том числе и выпускным. В обоих случаях, однако, формулирование таких требований по отношению к студенту может быть сопряжено с необходимостью жестко настаивать на том, чтобы задачи, предполагающие освоение теоретических текстов, реально выполнялись.

В случае освоения компетенций и знаний с оценкой «отлично» или с рейтингом больше 80 – можно надеяться на способность студента самостоятельно (начинать) работать с теоретическими текстами, полезность которых он признает, или, по крайней мере, на то, что он сможет сформулировать те трудности, которые препятствуют ему в освоении этих текстов. Контроль (и обсуждение) заданий, предполагающих освоение теоретических текстов, все равно крайне желателен, но можно говорить о сформированности у студента базовой компетенции принятия теории и возможности применения ее к рутинным исследовательским и образовательным задачам, об отсутствии принципиальных барьеров к работе с теоретическими высказываниями и проецированию их на разные виды практики, в том числе и своей собственной.

В идеальном случае освоения курса (может быть выражен только в рейтинге от 100 баллов и выше) – можно говорить о том, что студент обладает вкусом к работе с теоретическими гуманитарными текстами и в достаточной степени овладел специфическими для курса компетенциями – обсуждения теоретических гносеологических конструкций и позиционирования имплицитной гносеологии гуманитарного (в т.ч. и собственного) исследовательского проекта на карте теории гуманитарного знания – в достаточной степени.

 

III. Компетенции по ФГОС-3, к формированию и контролю которых курс имеет отношение

а) общекультурные (ОК):

     

    б) общепрофессиональные (ПК):

 


Таблица формирования компетенций (I)

Формы занятия

Формы контроля освоения компетенций

Компетенция

 

 

Везде - понимать сложные / теоретические тексты + не испытывать отвращения от работы с теорией

Лекционные занятия

Диалог на занятиях, просьбы резюмировать содержание прошлых лекций, просьбы проецировать услышанное на примеры из области собственных интересов студентов

·   Воспринимать теорию как имеющее отношение к повседневной жизни и рутинной интеллектуальной деятельности

·   «Карта гуманитарной гносеологии» - тренироваться в распределении теоретической информации по «осознаваемым ячейкам»

Семинар по Ланглуа-Сеньобосу

Контроль конспектов?

Обсуждение

Конспектирование. Деавтоматизация чтения – умение ловить себя на непонимании или неполном понимании текста

Тест (с элементами обучения; коллективное выполнение теста в начале занятия позволяет включиться в семинар студентам, не читавшим текста, но «продвинутым»)

Умение не искать дополнительную информацию, а думать об уже имеющейся

Семинар по Шюцу

Очень желательно выполнение внеаудиторного задания – «таблицы»: разнесения звучащих в статье тезисов по трем спорящим друг с другом точкам зрения

Систематизация информации

 

Составление глоссария непонятных терминов

 

 

Формулировка логики и тезисного плана-схемы статьи – может быть проконтролирована с помощью специальных упражнений

 

Выполнение самостоятельного задания по «переводу» - http://aperlov.narod.ru/viz/otchetnost.htm#_Toc266820664

Аудиторный коллоквиум?

·   Систематизация информации

·   Умение фиксировать и описывать ситуацию непонимания теоретического текста

·   Превращение ситуации непонимания в ситуацию понимания (осознание того, что именно непонятно, к какому типу непонятного это принадлежит)

·   Навыки работы со словарями и справочниками

·   Навыки устной и Power-point презентации

Умение выходить на метауровень, метарефлексия – выход на уровень, на котором собственный проект по «переводу» может быть соотнесен с чужими

Умение не искать дополнительную информацию, а думать об уже имеющейся

Самостоятельное освоение учебного пособия – итоговый контроль

При артикуляции трудностей – проверка конспекта отдельных лекций и корректирующие рекомендации

Контроль в форме:

·   реферата (м.б. по нескольким главам);

·   рецензии (м.б. по нескольким главам);

·   самостоятельной (аудиторной или внеаудиторной) работы «Словник» - http://aperlov.narod.ru/viz/otchetnost.htm#_Toc266820665

·   Систематизация информации

·   Умение не искать дополнительную информацию, а думать об уже имеющейся

·   Применять теорию к собственным фактическим или воображаемым исследовательским проектам; воспринимать теорию как имеющее отношение к повседневной жизни и рутинной интеллектуальной деятельности

 



Hosted by uCoz