Система отчетности по курсу «Философские
проблемы современной культуры» (версия от 30.05.2010 г.)
0. Отчет по курсу ФПСК может быть
сдан в трех формах: ЛИБО в форме написания внеаудиторного 1) «реферата» или 2) «рецензии»,
ЛИБО в форме выполнения 3) аудиторной контрольной работы (единственная
попытка – 31.05.2010 г.,
10.40, ауд.
512).
1. Рефераты пишутся по книге «История
науки: Введение в методологию гуманитарного знания» на тему «Логика развития
гуманитарной гносеологии». Людям, принимавшим в аудиторных занятиях минимальное участие (т.е. тем,
глядя на чьи лица, я смогу вспомнить, что во время занятий они говорили что-то
содержательное), разрешен выбор отдельных блоков ‑ или хронологических («Логика
развития гуманитарной гносеологии» до конца 18 века, эпохи формирования классических
стратегий гуманитарного исследования, конца 19 века, первой половины 20 века, второй
половины 20 века) в гуманитарной гносеологии»), или логических (Логика
развития позитивистского направления в гуманитарной гносеологии, критического
направления и т.д»).
Все рефераты должны быть написаны «своими словами», развернутые цитаты
нежелательны, эпитомы (нарезки, состоящие по
преимуществу из моего текста), не принимаются категорически. Примерный объем реферата: от 3 до 6 страниц
(зависит от блока, по всей книжке может быть страниц до 10, но тогда есть смысл
по достижении 5-6 страниц выслать файл мне на предмет одобрения, правильным ли
способом Вы работаете).
2. Рецензии также пишутся на учебное
пособие «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания». Предпочтительно рецензировать именно книгу как
определенный способ изложения истории гносеологических концепций, но возможен и
«облегченный» вариант: приведение тех принадлежащих отдельным теоретикам
методологических тезисов, которые кажутся Вам подходящими или неподходящими для
проекта Вашего гуманитарного исследования (например, курсовой). В любом случае, количество критических положений
должно составлять не меньше трети всей работы.
Примерный объем рецензии: от 3 до 6 страниц
3. Аудиторная контрольная работа
31.05.2010
г., 10.40,
ауд. 512.
Проверяться на ней будут, в общем, две вещи: 1) знания, усвоенные во время
занятий и (в особенности) при самостоятельном чтении учебника; 2) способность думать последовательно и не боясь профессиональной
терминологии. Задания на контрольной
работе - или словник (см. ниже), или
"перевод" ‑ кусочки сложных текстов (см.
ниже), которые надо понять и пересказать своими словами, или пояснить
самостоятельно придуманным развернутым примером.
Я отдаю себе отчет, что задания – очень неравновесные, доставшийся одному кусочек
для перевода может оказаться значительно легче, чем доставшийся другому билет
по словнику, и наоборот.
При выставлении оценки я буду, насколько смогу, пытаться соотносить то, что
человек написал, со сложностью конкретного билета, который ему достался. Если Вы вытянули билет по словнику, начинайте с
ответа на те вопросы, которые Вы представляете себе лучше.
Я морально готов к тому, что из четырех позиций в стандартном билете одна-две могут оказаться для Вас или крайне туманными, или
и вовсе неизвестными и не вызывающими никаких ассоциаций; в этом случае лучше хорошо
расписать две понятные для Вас позиции, чем плохо – четыре непонятные.
4. По итогам состоявшихся у нас
занятий мне кажется возможным предоставить льготные условия следующим
студентам:
Диана Абрамян, Анастасия Блохина, Ксения Будаева, Давид
Даниелян, Виола Оганесян, Артур Погосян, Любовь Романова, Андрей Руденко, Бэлла Симакова, Магомет Тохчугов. Кроме этого, определенно, одна из Даш и еще
несколько Насть, но это потребует визуального соотнесения J.
Очень возможно, что даже в этом списке я кого-то забыл, или идентифицирую
неправильно. В
этом случае, пожалуйста, в начале занятия 31.05
обозначьтесь передо мной, переспросите, «льготник» Вы или не «льготник», и
будьте готовы к обоим вариантам ответа J.
«Льготники» имеют право при написании аудиторной контрольной работы на
протяжении первых 5 минут посмотреть на разные варианты билетов, попередавать их друг другу или просто пооткладывать,
пока не выберут для себя подходящий.
Если за 5 минут они не успели, они, так же, как и «нельготные»
студенты, тянут билет случайным образом.
После того, как все намеревающиеся писать контрольную работу рассядутся со
своими билетами, с остальными мы начнем утверждение тем рефератов и рецензий.
При написании контрольной работы меня можно переспрашивать о значении отдельных
терминов (сложного иноязычного происхождения) в кусочках для «перевода» и, в
исключительных случаях, «словника». По
всем остальным пунктам консультации не предоставляются (в проверке уровня понимания
непонятного смысла понятных слов и состоит контрольная работа). Сложившееся у меня во время контрольной работы
впечатление о том, насколько несамостоятельны Вы могли
быть, служит основанием для снижения оценки за контрольную работу, вплоть до
незачета.
5. Написанные 31.05 контрольные работы обещаю проверить до четверга,
03.06, и вывесить результаты на
сайте. При неудовлетворительном
написании контрольной работы отчетность сдается в форме реферата или рецензии.
6. Эссе (срок сдачи, как сказал
мне М.Б.
Велижев – до 11 июня).
В качестве эссе могут быть приняты рефераты или рецензии, и содержащие не только
пересказ тех или иных ее положений, но и какое-то дополнительное осмысление: последовательное
приложение прочитанного к планам собственной исследовательской работы или
развернутое критическое рассуждение – почему, допустим, книгу было трудно читать
или что должно было бы в нее входить еще, или какая информация , и почему – совершенно избыточна и т.п.
Дополнительные комментарии:
примеры словника и «перевода»
1) «Словник». В задание входят два понятия и две т.н.
«гносеологические конструкции».
Например:
1) демаркация
2) методологическая дистанция
На каждое из этих
понятий пишется примерно полстраницы текста.
Понятию дается определение, и обязательно даются примеры использования
этого понятия при описании конкретного исследовательского проекта (предпочтительно,
Вашего).
3) способы перехода от тезиса к
тезису, от данных (источников, первого впечатления, основанного на здравом
смысле и/или на «консубстанциальности») к концепции
4) типичные клише гуманитарной мысли
Вы пишете примерно
полстраницы текста, объясняя, как Вы понимаете эту конструкцию.
2) Пример текста для «перевода» (из знакомой всем статьи Шюца):
«Действительно, самый серьезный вопрос, на который методология общественных
наук должна дать ответ, состоит в следующем: как возможно сформировать
объективные понятия и объективно верифицируемую теорию субъективно значащих
структур? Научные конструкции второго уровня, построенные в соответствии с
процедурными правилами, действительными для всех эмпирических наук, являются
объективными, идеально-типическими конструкциями и как таковые — конструкциями
другого рода по сравнению с конструкциями первого уровня — конструкциями
обыденного сознания, над которыми они должны надстраиваться»