* * *, здравствуйте! (Тема диплома – о понимании интеллигенции в России в такие-то годы).

 

Кое-какие результаты того, что я тоже прочел Кнабе. Я напишу одно и то же четыре раза: сначала как мои впечатления при чтении Вашего источника, потом в виде эскиза Вопросника, потом как советы о том, что Вам следует делать, и наконец как повторение этих советов в самой краткой форме.

 

1. Какие темы бросаются в глаза при чтении Кнабе:

Критерии принадлежности к интеллигенции (дальше И.) по Кнабевера в разумность истории и гуманизм культуры. У И есть исходная «аксиома»

Представление об истории - Непреложность хода истории

Человек – субъект и подлинный свидетель истории. (Поскольку мимо последних двух тем Вы прошли, напрашивается первый совет: Читайте невыборочно, не только те предложения, в которых упомянуто слово «интеллигенция», но хотя бы страницами целиком. В контексте таких представлений о других сюжетах (например, у Кнабе, об истории или человеке или общественном благе) существуют представления Ваших персонажей об интеллигенции.).

 

2. То, о чем мы говорили - создание вопросника. Например, по предложенной странице (т.е. на какие вопросы текст Кнабе позволяет ответить, хотя не всегда он эти вопросы ставит)

  1. Состав И (врачи, учителя, НИИ). Соотношение: 1) профессиональных занятий, образования, социального и материального положения, наследственность этих параметров, и 2) корпус убеждений И – в особенности, политических и моральных установок.
  2. Определение интеллигенции у конкретного автора. Считает ли он плодотворным поиск этого определения? Выделяет ли у И «пограничные зоны» с другими близкими ей слоями (прежде всего, с профессиональными интеллектуалами, но, м.б., и с «думающими людьми из народа»), образуется ли определение этих слоев по тому же принципу, что и интеллигенции?
  3. Во что И верит? Во что она верит, не зная (не задумываясь о том), что она в это верит?
  4. Что И думает, каких взглядов она придерживается? Может ли быть найден общий знаменатель у взглядов дореволюционной, революционной, советской, постсоветской и европейской интеллигенции?
  5. Что губит И, и почему это ее губит? Были ли у этих обстоятельств исторические аналоги? Если да, то абсолютно тождественные, или была разница?

Подвопросы к этому, если автор дает для этого материал (Кнабе дает): как появляется интеллигенция? Как вообще устроена история, что в ней интеллигенция появляется и гибнет? (похоже, что у большинства Ваших пациентов довольно жесткое представление о том, что история развивается по необходимым законам, у кого – к хорошей, у кого – к плохой цели).

 

Напоминаю, что должен дать Вам этот вопросник. То, что Вы будете видеть неочевидное – Вы сможете применять те вопросы, которые у Вас возникли к Кнабе, к тому, что пишет Уваров, и кое-где сможете додумать за Уварова его предпосылки. И так с Бердяевым, Луначарским и т.п. Появится самостоятельное содержание работы.

 

3. Совет по технике работы:

При чтении делайте очень подробный конспект, но или включая цитаты в кавычках, или заставляя себя пересказывать Кнабе и т.п. своими словами. Это позволит Вам освободиться от источника на второй стадии работы, когда Вы больше к источнику уже не обращаетесь, а работаете исключительно со своим конспектом. Это позволит уйти от пересказа, и Вы даже сами не заметите (J), как те мысли, которые Вы будете высказывать, будут принадлежать уже Вам, а не Кнабе, Бердяеву и прочим персонажам Вашей работы.

 

4. Резюме.

1. Читайте не только предложения про интеллигенцию.

2. Делайте подробный конспект, в котором допустимы или только прямые закавыченные цитаты, или пересказ своими словами.

3. Сделав конспект, к источникам больше не возвращайтесь (по крайней мере, до окончательного приглаживания диплома в мае).

4. Ваша работа и Ваше чтение собственных источников и конспектов должны состоять в наращивании двух рабочих файлов:

4.1. Вопросника. Каждый новый автор подсказывает новые вопросы и подвопросы, на которые можно заставлять отвечать и предыдущих авторов.

4.2. Мегаанкеты (таблица), в которой строчками являются Ваши пациенты (Кнабе, Бердяев …), а столбцами – вопросы, на которые они отвечают, своими и Вашими словами.

 

 

http://www.narod.ru/counter.xhtml

 

Hosted by uCoz