* * *, здравствуйте! (Тема диплома – о понимании интеллигенции в России в такие-то годы).
Кое-какие результаты того, что я тоже прочел Кнабе. Я напишу одно и то же четыре раза: сначала как мои впечатления при чтении Вашего источника, потом в виде эскиза Вопросника, потом как советы о том, что Вам следует делать, и наконец как повторение этих советов в самой краткой форме.
1. Какие темы бросаются в глаза при чтении Кнабе:
Критерии принадлежности к интеллигенции (дальше И.) по Кнабе – вера в разумность истории и гуманизм культуры. У И есть исходная «аксиома»
Представление об истории - Непреложность хода истории
Человек – субъект и подлинный свидетель истории. (Поскольку мимо последних двух тем Вы прошли, напрашивается первый совет: Читайте невыборочно, не только те предложения, в которых упомянуто слово «интеллигенция», но хотя бы страницами целиком. В контексте таких представлений о других сюжетах (например, у Кнабе, об истории или человеке или общественном благе) существуют представления Ваших персонажей об интеллигенции.).
2. То, о чем мы говорили - создание вопросника. Например, по предложенной странице (т.е. на какие вопросы текст Кнабе позволяет ответить, хотя не всегда он эти вопросы ставит)
Подвопросы к этому, если автор дает для этого материал (Кнабе дает): как появляется интеллигенция? Как вообще устроена история, что в ней интеллигенция появляется и гибнет? (похоже, что у большинства Ваших пациентов довольно жесткое представление о том, что история развивается по необходимым законам, у кого – к хорошей, у кого – к плохой цели).
Напоминаю, что должен дать Вам этот вопросник. То, что Вы будете видеть неочевидное – Вы сможете применять те вопросы, которые у Вас возникли к Кнабе, к тому, что пишет Уваров, и кое-где сможете додумать за Уварова его предпосылки. И так с Бердяевым, Луначарским и т.п. Появится самостоятельное содержание работы.
3. Совет по технике работы:
При чтении делайте очень подробный конспект, но или включая цитаты в кавычках, или заставляя себя пересказывать Кнабе и т.п. своими словами. Это позволит Вам освободиться от источника на второй стадии работы, когда Вы больше к источнику уже не обращаетесь, а работаете исключительно со своим конспектом. Это позволит уйти от пересказа, и Вы даже сами не заметите (J), как те мысли, которые Вы будете высказывать, будут принадлежать уже Вам, а не Кнабе, Бердяеву и прочим персонажам Вашей работы.
4. Резюме.
1. Читайте не только предложения про интеллигенцию.
2. Делайте подробный конспект, в котором допустимы или только прямые закавыченные цитаты, или пересказ своими словами.
3. Сделав конспект, к источникам больше не возвращайтесь (по крайней мере, до окончательного приглаживания диплома в мае).
4. Ваша работа и Ваше чтение собственных источников и конспектов должны состоять в наращивании двух рабочих файлов:
4.1. Вопросника. Каждый новый автор подсказывает новые вопросы и подвопросы, на которые можно заставлять отвечать и предыдущих авторов.
4.2. Мегаанкеты (таблица), в которой строчками являются Ваши пациенты (Кнабе, Бердяев …), а столбцами – вопросы, на которые они отвечают, своими и Вашими словами.