Елена
ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из
Афин |
ЖЕНЩИНА
СРЕДИ ДЕТЕЙ
После
того как Хоркина проиграла многоборье, бывший гимнаст американской сборной
Барт Коннер, за которого когда-то вышла замуж легендарная румынка Надя
Команэч, сказал: "Она - актриса. И ее поражение - такой же спектакль,
как ее победы". |
Те,
кто видел прощальное дефиле Хоркиной по помосту, перед тем как идти получать
серебряную награду, наверняка согласятся с Коннером. С какой грацией и
страстью она благодарила трибуны, то накидывая, то
сдергивая с себя российский флаг и рассылая по залу воздушные поцелуи. Свое
поражение она преподнесла публике куда выигрышнее, чем Паттерсон, - победу.
Хоркина действительно выглядела женщиной среди детей, истинной королевой. И
старалась упиваться этим. Потому что прекрасно понимала: больше - нечем. |
В
какой момент она окончательно вошла в роль - загадка. Но вместо того чтобы
стряхнуть с себя ненужные (уже ненужные) эмоции и отрешиться от всего ради
единственного оставшегося выступления, Хоркина все больше погружалась в образ
королевы-страдалицы. |
Именно
это первым делом бросалось в глаза тем, кого она удостаивала вниманием. Глаза
на все более заостряющемся лице превратились в два
бездонных шлюза, из которых даже не текла - хлестала энергия. Остановить
процесс, думаю, не могла уже и она сама. За годы выступлений в великой
гимнастке накопилось такое всепоглощающее стремление к великой победе, что
сейчас, когда победа не состоялась в очередной раз, оно просто рвало
спортсменку на куски. |
Хоркина
требовала внимания и тут же отвергала его, отгородившись от всего мира, как
щитом, навсегда затверженными фразами о собственном величии и неповторимости.
Это действительно так. Одно ее имя олицетворяло громадную эпоху. Эпоху
Хоркиной, стремительно летящую к завершению. |
На
то, чтобы остаться в истории непобежденной, у нее оставался один-единственный
день. Точнее - несколько десятков секунд воскресенья. |
ПУТЬ
В ИСТОРИЮ |
Так
получилось, что в день гимнастического финала я встречалась с четырехкратным
олимпийским чемпионом Александром Поповым. Наш разговор, как мне казалось
вначале, должен был стать для проигравшего в Афинах пловца крайне
болезненным. После его заключительного выступления, в котором, как и в трех
предыдущих, он так и не сумел завоевать хоть какую-нибудь медаль, прошло
меньше суток. Но Попов оказался спокоен. |
Возможно,
это тоже было защитной реакцией. Попытка относиться к поражению без эмоций -
это предельно здраво и в каком-то смысле философски. Задавая пловцу не самые
приятные вопросы, я тем не менее чувствовала, что он
действительно не воспринимает случившееся как трагедию. И все отчетливее
понимала: никакой трагедии нет. Есть великая карьера, навсегда оставшаяся в
памяти тысяч людей. |
-
Знаете, когда я победил на Играх в Барселоне, то на всю жизнь запомнил слова,
которые мне сказал Марк Спитц, - говорил мне Попов. - "Если ты хочешь
вершить историю, это надо стараться сделать в 20, а не в 24" - вот его
слова. И лишь недавно я по-настоящему понял, как много смысла было заложено в
тех словах. |
Карьеры
Попова и Хоркиной во многом похожи. Хоркина не выступала в Барселоне, но
после Игр в Атланте, где она завоевала золото на брусьях и серебро - в
командных выступлениях, они с Поповым стали уже на равных. Как люди, готовые
в любой момент надежно закрыть в собственных командах любую брешь. Он - в
плавании. Она - в гимнастике. |
Разница
между двумя выдающимися атлетами заключалась в том, что за первые семь лет
выступлений в сборной России - с 1991-го по 1998-й - Попов не проиграл ни
одного старта. Стопроцентно реализовал все шансы, которые подбрасывала ему
спортивная судьба. Блистательная карьера Хоркиной вызывала восхищение
болельщиков и зависть соперниц, но при этом в ней неизменно присутствовала
горчинка. В виде абсолютно реальных, но ускользающих в последний момент самых
важных побед. |
За
четыре года от Атланты до Сиднея она стала абсолютной чемпионкой мира в
Лозанне (1997) и выиграла там же золото на брусьях. В командном турнире,
вольных упражнениях и на бревне осталась второй. Через два года на мировом
чемпионате в Тянцзине вновь выиграла брусья, но получила серебро в составе
команды и лишь бронзу - на ковре. Игры-2000, несмотря на высшую награду,
полученную все на тех же брусьях, остались в памяти кошмаром многоборья.
Никогда еще гимнастка не была настолько хорошо готова и
настолько близка к главной олимпийской победе и никогда ее выступление не
сопровождало такое количество неудач. Конь, оказавшийся на пять
сантиметров ниже положенного, два подряд падения, которые произошли именно по
этой причине, падение с брусьев - как следствие непредвиденных переживаний... |
В
Афинах же Хоркина была другой. Прошлогодняя победа в абсолютном первенстве на
чемпионате мира в Анахайме не могла не вселить в ее душу уверенность: она -
все так же хороша и сильна, чтобы бороться с кем угодно. Это ощущение было
обманчивым. Прибавленные к возрасту четыре года еще не делали лучше ни одного
спортсмена. Особенно - в спортивной гимнастике. |
Это
вовсе не означает, что у Хоркиной не осталось шанса. Просто ради того, чтобы
использовать его на сто процентов, она должна была хотя бы на этот год
пожертвовать всем. А королевы не привыкли приносить себя в жертву. |
ПОСЛЕДНИЙ
ШАНС |
То,
что на любимых брусьях у Хоркиной неладно, было видно с самого первого дня
выступлений. Вопреки всем разговорам о судейских пристрастиях к России
золотую медаль на этом снаряде намеревались отдать именно российской
спортсменке. На такую мысль прежде всего наводили
достаточно высокие оценки. 9,750 - в квалификации, 9,650 - в командном финале,
9,725 - в многоборье. |
В
личном финале Хоркину заметно шатало. В комбинации, которую она столько лет
подряд выполняла на едином дыхании, появились жесткие стыковки, едва заметные
паузы между элементами. Она не скрывала растущего
недовольства уже на разминке, словно забыв, что в таком виде спорта, как
гимнастика, где счет идет порой даже не на сотые, а на тысячные доли балла,
категорически нельзя показывать судьям (если уж вышел перед ними на помост),
что ты расстроен, не уверен в себе, что у тебя что-то не получается.
Так же категорически не рекомендуется выражать недовольство оценками. Тем
более - вслух. Даже если в душе ты не сомневаешься в том, что тебя
бессовестно засудили. |
Но
после финала в многоборье гимнастку понесло. На приеме, куда двукратную
олимпийскую чемпионку пригласили за день до ее
заключительного старта и где присутствовал президент МОК Жак Рогге,
Хоркина выступила по полной программе. Когда ее представили собравшимся,
вскочила из-за стола, картинно раскинув руки в театральной позе. "Один
такой жест стоит десяти баллов", - нашелся Рогге. "Скажите это
судьям!" - зло парировала спортсменка. |
А
потом был тот самый финал. В котором, казалось бы, ничто не мешало Хоркиной
по-хозяйски забрать вожделенную награду. Она могла ничуть не опасаться
судейской мести: розыгрыш медалей на отдельных снарядах - это всегда некий
реверанс. По отношению к стране-хозяйке, к тем, кому в чем-то не повезло в
предыдущих выступлениях. Вряд ли среди арбитров - всех до одного бывших
гимнастов - мог найтись хоть один человек, которому не хотелось бы увидеть
блистательное завершение почти десятилетней карьеры. В тот момент, когда
Хоркина вышла к брусьям, на второй план ушел и ее невыносимый для окружающих
характер, и нелицеприятные выходки, и воинствующая самовлюбленность. Осталась
лишь великая спортсменка. И снаряд. |
Хоркиной
помешала стартовая лампочка. |
Эта
версия была высказана спортсменкой уже после ошеломляющего для нее поражения
в автобусе по пути в Олимпийскую деревню. Мол, лампочка была зажжена раньше
положенного, и на то, чтобы настроиться, попросту не хватило времени. |
Чуть
раньше, в микст-зоне, журналистам была выдана другая версия. Что помешала
француженка Эмили Лепеннек, выступавшая перед Хоркиной и наложившая на
верхнюю жердь слишком толстый слой магнезии. Пока спекшийся в корку порошок
счищали, время и ушло. |
Все
это было неправдой, даже если было на самом деле. Хоркина вышла к снаряду,
уже проиграв борьбу. У нее просто не осталось ни сил, ни нервов. Пустой
взгляд, поникшие плечи. И, на чей-то взгляд, возможно, нелепая, но на самом
деле абсолютно закономерная ошибка - потеря
координации и равновесия в вертушке на верхней жерди - вертушке Хоркиной. Элементе, десять лет назад названном в ее честь. |
Все
было кончено. |
Со
временем, конечно, это забудется. Останется память о прекрасной, хоть и
противоречивой спортсменке, подарившей гимнастике гораздо больше, чем та
вернула ей в виде наград и титулов. |