Анализ источника.

 

Шаг 1. Дисциплинарное сито.

Параллельно с чтением.

Пока не особенно вдумчивое, практически автоматическое выделение цветом кусков текста, относящихся к тем или иным предметно-дисциплинарным областям (ориентируюсь на слова-маркеры). Принадлежность одной области не исключает принадлежность другой; к тому же возможны ошибки восприятия [напр., я сейчас употребила слово «восприятие», но это абсолютно не означает, что я пишу работу по психологии. Так и в источнике]

История искусства, искусствоведение

Философия

Психология

Техника, искусство и техника

Антропология

История и теория медиа (соответственно дисциплинарные рамки: социология, культурология)

В целом очевидно (с учетом знаний об авторе) – текст на пересечении философии и теории кино.

 

Шаг 2. Ключевые мысли текста, следуя логике самого автора.

Отмечаю в самом тексте жирным шрифтом.

 

Шаг 3. Ключевые понятия для автора текста.

Присутствие, изображение и след, воспроизведение, время и пространство, произведение искусства – зритель - восприятие

 

Шаг 4. Abstract текста.

Философская категория присутствия рассматривается на материале визуальных искусств и медиа (кино, театр, фото, отчасти живопись, телевидение). Присутствие напрямую связано с восприятием с одной стороны (присутствовать - находиться «в радиусе, естественно доступном для наших чувств»), а также с временем и пространством с другой.. Присутствие не может быть критерием, жестко разделяющим театр и кино, т.к. в кино присутствие совсем не отсутствует. Соответственно, присутствие и не является сущностной чертой театра.

 

Шаг 5. Возможные развороты работы (т.е. те проблемы, в решении которых можно продвинуться, анализируя данный источник)

5.1.  Из области чистой философии

5.1.1. Категория присутствия: анализ через перцепцию

5.1.2. Бытие кинематографического / театрального объекта. Время, пространство, зритель

5.1.3. Изображение и след: дифференциация средствами эстетики

5.1.4. Статус присутствия в визуальных видах искусства XX века: живопись, театр, фотография, кино

5.1.5. Время внутри художественного пространства.

5.1.6. Отголосок феноменологического способа философствования в анализе присутствия у Базена

 

5.2. Теория и история искусства

5.2.1.      История изображения: живопись, фотография, кинематограф

5.2.2.      Проблема восприятия в кинематографе (аналогично театре/ фотографии/ живописи/ телевидении)

5.2.3.      Концепция кино А. Базена (и многочисленные вариации: «Сравнительный анализ театра и кино в теории Базена», «Философские средства анализа искусства на материале работ Базена» и т.д.). Вообще к любой теме можно приплести «на материале работ Базена» или «в концепции кино Базена» - и это уже другой разворот

5.2.4.      Соотношение технического и эстетического в фотографии и кинематографе

 

5.3. Если замыкаться на самом тексте (в т.ч. дискурсивный анализ)

5.3.1. Особенности теории телевидения в конце 60-х гг 20 века [книга издана в 1967, понятное дело  - до изобретения интерактивности]

5.3.2. Философский дискурс о кино: специфика философского подхода к анализу кино.

5.3.3. Метафоры  и эссеизм в научном тексте [напр., «ситуация мучительна в театре, а на телевидении она просто невыносима»]

5.3.4. Отражение политической и культурной ситуации 60-х гг во Франции в исследовательских текстах и проектах.

5.3.5. А. Базен как писатель/ как философ.

 

5.4. Разное

Очень понравилась мне мысль  «существование удостоверения личности мыслимо лишь в век фотографии». Источник может быть и не только материалом для анализа, но и средством вдохновения. Тогда исследование будет идти не в глубину самого источника, а в направлении, заданном им. В работе о происхождении удостоверения личности и об использовании визуальных средств в нем (5.4.1.) текст Базена был бы источником в том смысле, что в нем ставится интересующая исследователя проблема.

 

 

 



Hosted by uCoz