Предварительная
программа курса по СТДО (сентябрь – декабрь
Дата, аудитория (обычно – 163), время начала
занятий (, со-исполнители) |
Содержание занятия и задания |
|
|
||
15.09 – 414 ауд. 12.15 |
Вводное занятие. Характеристика целей и программы курса, а также системы отчетности. Анкета (разослана 11 сентября, можно взять также по
адресу: www.aperlov.narod.ru/anketa2kurs.doc). |
|
22.09 414 ауд. 12.15 |
Письменная контрольная работа по Эко У. «Как написать дипломную работу» и
Бут У.К., Коломб Г.Дж., Уильямс Дж.М. «Исследование. Шестнадцать уроков для
начинающих авторов» М., 2004. Обе книги доступны в электронном виде по
адресу: http://www.aperlov.narod.ru/textsstdo.htm.
Ориентировочные (= прошлогодние) варианты вопросов к контрольной работе: http://www.iekstdo.narod.ru/voprosykr.htm. Разбор результатов
контрольной работы – в Интернете, по адресу: http://post-cogitum.livejournal.com/11125.html |
|
29.09 - 163 ауд. 15.45 (Марина Кофтан) |
Тема и ключевые слова. Тема исследований и позиция в научном
сообществе Задание на 05.10 – подготовить
и выслать свои abstracts,
характеристики тем с ключевыми словами. Кроме этого, пожалуйста, определите те источники, на материале которых Вы будете выполнять другие
самостоятельные работы в рамках курса: источник для образцового разбора (2
стр.), 5 наименований литературы, с которых начнется работа над темой, 5
наиболее значимых Интернет-ресурсов |
|
06.10 – 163 ( |
Работа с источником (лекция). Вопросы к источнику,
уточнение и развитие вопросов. Возможность переназвания источника. Объектный,
проблемный и источниковый подходы. Задание на 12.10 – анализ выбранного Вами источника по
теме дипломной работы. |
|
13.10 |
Анализ источника (круглый стол). |
|
20.10 |
Работа с литературой Задание по работе с литературой – на 26.10. Две странички
правильно оформленной библиографии по теме собственной работы, разные типы
аннотации - деловая и официальная, ксерокс образцовой историографии из
области своих исследований |
|
27.10 |
Работа с литературой. Семинар или контрольная – по ситуации |
|
03.11 (или другой день, если это выходной) |
Работа над текстом собственного исследования. 1. План, проспект, различные
стадии черновиков, предварительных версий. Задание на 09.11 – составить развернутый план своего
дипломного исследования |
|
10.11 |
Круглый стол: Составление и критика развернутых предварительных
планов дипломных исследований |
|
17.11 (Олег Новиков) |
Работа над текстом собственного исследования. 2. Перераспределение
материала, композиция текста, логические операторы, введение и заключение,
стилистика. |
|
24.11 |
Семинар: преобразование «очень плохого» академического текста в
«очень хороший» Задание на 30.11 (к теме «Интернет для гуманитария;
можно будет пользоваться материалами сайта). Протоколы 5 поисковых запросов
по теме своей работы; аннотации 3 самых важных для исследования сайтов |
|
01.12 |
Компьютер и гуманитарное исследование: продвинутый
Интернет-поиск, элементарные хитрости Ворда, микровведение в Power point. Задание –
самостоятельное овладение (для тех, кто еще не) Power point’ом. |
|
08.12 (Олег Новиков?) |
Презентация собственного исследовательского продукта (лекция) Устное выступление,
коммуникация в научном сообществе. |
|
Допуск к экзамену по СТДО: 1) отсутствие хвостов по работам, выполнявшимся в рамках курса; 2) до 14.12 должны быть высланы «Обоснования тем дипломных работ», предпочтительно в
формате Power point-презентации или
мини-сайта |
||
15 или 18.12 – все
тьюторы. Вероятно с 10.00 в 163
ауд. |
Экзамен/презентация/утверждение тем дипломных работ |
|
Пожалуйста, обратите
внимание также на следующую информацию:
1. Эта программа является
предварительной. Во-первых, довольно условной является графа «со-исполнители»:
я пока не знаю, как это реально будет работать. Во-вторых (хотя это самое
несущественное), возможны подвижки во времени и месте проведения занятий: хотя
я надеюсь, что с 29 сентября мы будем уверенно заниматься в 15.45 в 163-й, но я
могу ошибаться. Наконец, в-третьих, возможны и изменения в содержании и
последовательности занятий, и это во многом зависит от Ваших пожеланий. Самым
скорым из них может стать включение Семинара / Круглого стола после 29.09, с
сюжетом «формулировка темы исследований» - если вы захотите.
2. В рамках курса, поскольку
его цель состоит в том, чтобы максимально способствовать тому, чтобы все
создали более качественный диплом, предполагается написание за полгода множества небольших письменных работ
(характеристика темы и ключевых слов – т.н. abstract, анализ источника,
аннотация библиографической единицы, протокол Интернет-поиска и т.п.). Само
посещение курса не является обязательным (абсолютным минимумом может быть
контрольная работа 22 сентября и итоговая презентация 15 декабря + заочное
выполнение всех обязательных и догоняющих работ), хотя и способствует тому,
чтобы упомянутая итоговая презентация соответствовала требованиям, которые к
ней предъявляются. Поэтому, как и в прошлом семестре, можно не ходить, но
только на условии обязательного предварительного уведомления.
3. Нам в особенности
понадобится обратная связь. Я предлагаю пользоваться двумя способами.
Во-первых, вновь напоминаю адрес своего ЖивоЖурнального поста / гостевой книги
для своих преподавательских целей - http://post-cogitum.livejournal.com/11125.html;
в прошлом семестре мы его явно не перегрузили. Те, кто умеют пользоваться ЖЖ и
уже зарегистрированы в нем, могут (если хотят) оставлять там записи под своими
никами; те, кто с этой практикой не знаком, могут, пока не освоились, оставлять
записи в режиме комментариев к моим объявлениям, но тогда, пожалуйста, не забывайте
указывать свое имя: «Я, такой-то или такая-то, не могу прийти на занятие
такого-то числа». Во-вторых, можно послать СМС-ку на мой мобильный:
8-916-175-3796 – в этом случае ваши однокурсники и я будут избавлены от
необходимости ждать тщетно.
4. Отдельный важный пункт, хотя
и имеющий к курсу опосредованное отношение. Параллельно курсу СТДО вы будете
делать доклады в рамках т.н. дипломных спецсеминаров. Начиная с конца сентября
(предположительно, первой выступит Света Усатова), график будут составлять тьюторы.
Что должно войти в итоговую
презентацию к экзамену по СТДО 15.12.2005
(выполняется в форматах doc,
ppt, htm; рассылается накануне; является условием допуска к экзамену вместе с
контрольной по Эко-К.Б.У и другими работами)
1.
Формулировка темы (презентация такого-то)
2.
Уточнение темы диплома (если у него есть подзаголовок, характеризующий
материал, аспект проблемы и т.п. - то, что на утверждении тем обозначается
фразой "Потом поясните во Введении").
3.
Информация о руководителе, оппонентах, консультантах и т.п.
4.
Предыстория проблемы: почему Вы взялись именно за ее исследование? Варианты: а)
Определенное состояние предмета Вашего исследования, которое Вы рассматриваете
как скрывающее вопрос; б) Историографическая ситуация в изучении Вашей темы,
которая привела к тому, что сейчас должны появиться именно Вы с Вашим
исследованием; в) Ваша личностная биографическая ситуация, которая привела к
тому, что именно сейчас для Вас оказалось логично заняться именно этой темой, и
т.д.
5.
Формулировка цели исследования
6.
Формулировка задач исследования, решение которых позволит достигнуть названной
в предыдущем пункте цели.
7.
Как звучат вопросы Вашего исследования?
8.
Список источников или их основных групп и жанров.
9.
Способ работы с этими источниками.
10.
Корпус исследовательской литературы – основные существующие в историографии
направления анализа Вашей темы.
11.
Корпус исследовательской литературы – доступность и освоенность.
Электронные
ресурсы, которыми Вы собираетесь пользоваться при подготовке диплома – список
сайтов, аннотация одного из них.
(Как
Вы помните, здесь тоже возможны варианты: Вы можете эксплицировать
последовательность интересующих Вас вопросов; назывные предложения, фиксирующие
определенные явления или проблемы, которые Вы собираетесь исследовать;
последовательность своих исследовательских действий и т.п.)
Промежуточные
рабочие материалы:
словники
интересующих Вас явлений (какие маркеры цепляют Ваше внимание при анализе
источников) и категорий Вашего анализа; Интернет-запросы (можно на человеческом
языке, а можно на компьютерном, но тогда указывайте, под какую поисковую службу
этот запрос отлажен), анкеты, вопросники и т.п.
56.
Подведение выводов (характер, а то и содержание тех выводов, которые вы
собираетесь или хотели бы сделать).
57.
Перспективы дальнейшего исследования.
58.
Оговорки, которые будет необходимо произнести во Введении, чтобы оправдать Ваше
исследование именно в том виде, в котором оно будет получаться - J.
59.
Накопившиеся проблемы.
60.
Состояние проделанной работы.