Предварительная программа курса по СТДО (сентябрь – декабрь 2006 г.)

 

Дата, аудитория (обычно – 163), время начала занятий (, со-исполнители)

Содержание занятия и задания

 

15.09 – 414 ауд.

12.15

 

Вводное занятие. Характеристика целей и программы курса, а также системы отчетности.

Анкета (разослана 11 сентября, можно взять также по адресу: www.aperlov.narod.ru/anketa2kurs.doc).

22.09

414 ауд.

12.15

Письменная контрольная работа по Эко У. «Как написать дипломную работу» и Бут У.К., Коломб Г.Дж., Уильямс Дж.М. «Исследование. Шестнадцать уроков для начинающих авторов» М., 2004. Обе книги доступны в электронном виде по адресу: http://www.aperlov.narod.ru/textsstdo.htm. Ориентировочные (= прошлогодние) варианты вопросов к контрольной работе: http://www.iekstdo.narod.ru/voprosykr.htm.

Разбор результатов контрольной работы – в Интернете, по адресу: http://post-cogitum.livejournal.com/11125.html

29.09 - 163 ауд.

15.45

(Марина Кофтан)

Тема и ключевые слова. Тема исследований и позиция в научном сообществе

Задание на 05.10 – подготовить и выслать свои abstracts, характеристики тем с ключевыми словами. Кроме этого, пожалуйста, определите те источники, на материале которых Вы будете выполнять другие самостоятельные работы в рамках курса: источник для образцового разбора (2 стр.), 5 наименований литературы, с которых начнется работа над темой, 5 наиболее значимых Интернет-ресурсов

06.10 – 163

(Светлана Усатова, Иван Зайченко?)

Работа с источником (лекция).

Вопросы к источнику, уточнение и развитие вопросов. Возможность переназвания источника. Объектный, проблемный и источниковый подходы.

Задание на 12.10 – анализ выбранного Вами источника по теме дипломной работы.

13.10

Анализ источника (круглый стол).

20.10

Работа с литературой

Задание по работе с литературой – на 26.10. Две странички правильно оформленной библиографии по теме собственной работы, разные типы аннотации - деловая и официальная, ксерокс образцовой историографии из области своих исследований

27.10

Работа с литературой. Семинар или контрольная – по ситуации

 

03.11 (или другой день, если это выходной)

Работа над текстом собственного исследования. 1. План, проспект, различные стадии черновиков, предварительных версий.

Задание на 09.11 – составить развернутый план своего дипломного исследования

10.11

Круглый стол: Составление и критика развернутых предварительных планов дипломных исследований

17.11

(Олег Новиков)

Работа над текстом собственного исследования. 2. Перераспределение материала, композиция текста, логические операторы, введение и заключение, стилистика.

24.11

Семинар: преобразование «очень плохого» академического текста в «очень хороший»

Задание на 30.11 (к теме «Интернет для гуманитария; можно будет пользоваться материалами сайта). Протоколы 5 поисковых запросов по теме своей работы; аннотации 3 самых важных для исследования сайтов

01.12

Компьютер и гуманитарное исследование: продвинутый Интернет-поиск, элементарные хитрости Ворда, микровведение в Power point.

Задание – самостоятельное овладение (для тех, кто еще не) Power point’ом.

08.12

(Олег Новиков?)

Презентация собственного исследовательского продукта (лекция)

Устное выступление, коммуникация в научном сообществе.

 

Допуск к экзамену по СТДО:

1) отсутствие хвостов по работам, выполнявшимся в рамках курса;

2) до 14.12 должны быть высланы «Обоснования тем дипломных работ», предпочтительно в формате Power point-презентации или мини-сайта

15 или 18.12 – все тьюторы.

Вероятно с 10.00 в 163 ауд.

 

Экзамен/презентация/утверждение тем дипломных работ

 

 

Пожалуйста, обратите внимание также на следующую информацию:

 

1.      Эта программа является предварительной. Во-первых, довольно условной является графа «со-исполнители»: я пока не знаю, как это реально будет работать. Во-вторых (хотя это самое несущественное), возможны подвижки во времени и месте проведения занятий: хотя я надеюсь, что с 29 сентября мы будем уверенно заниматься в 15.45 в 163-й, но я могу ошибаться. Наконец, в-третьих, возможны и изменения в содержании и последовательности занятий, и это во многом зависит от Ваших пожеланий. Самым скорым из них может стать включение Семинара / Круглого стола после 29.09, с сюжетом «формулировка темы исследований» - если вы захотите.

2.      В рамках курса, поскольку его цель состоит в том, чтобы максимально способствовать тому, чтобы все создали более качественный диплом, предполагается написание за полгода множества небольших письменных работ (характеристика темы и ключевых слов – т.н. abstract, анализ источника, аннотация библиографической единицы, протокол Интернет-поиска и т.п.). Само посещение курса не является обязательным (абсолютным минимумом может быть контрольная работа 22 сентября и итоговая презентация 15 декабря + заочное выполнение всех обязательных и догоняющих работ), хотя и способствует тому, чтобы упомянутая итоговая презентация соответствовала требованиям, которые к ней предъявляются. Поэтому, как и в прошлом семестре, можно не ходить, но только на условии обязательного предварительного уведомления.

3.      Нам в особенности понадобится обратная связь. Я предлагаю пользоваться двумя способами. Во-первых, вновь напоминаю адрес своего ЖивоЖурнального поста / гостевой книги для своих преподавательских целей - http://post-cogitum.livejournal.com/11125.html; в прошлом семестре мы его явно не перегрузили. Те, кто умеют пользоваться ЖЖ и уже зарегистрированы в нем, могут (если хотят) оставлять там записи под своими никами; те, кто с этой практикой не знаком, могут, пока не освоились, оставлять записи в режиме комментариев к моим объявлениям, но тогда, пожалуйста, не забывайте указывать свое имя: «Я, такой-то или такая-то, не могу прийти на занятие такого-то числа». Во-вторых, можно послать СМС-ку на мой мобильный: 8-916-175-3796 – в этом случае ваши однокурсники и я будут избавлены от необходимости ждать тщетно.

4.      Отдельный важный пункт, хотя и имеющий к курсу опосредованное отношение. Параллельно курсу СТДО вы будете делать доклады в рамках т.н. дипломных спецсеминаров. Начиная с конца сентября (предположительно, первой выступит Света Усатова), график будут составлять тьюторы.

 


Что должно войти в итоговую презентацию к экзамену по СТДО 15.12.2005

(выполняется в форматах doc, ppt, htm; рассылается накануне; является условием допуска к экзамену вместе с контрольной по Эко-К.Б.У и другими работами)

 

Блок официальной информации о дипломе

1. Формулировка темы (презентация такого-то)

2. Уточнение темы диплома (если у него есть подзаголовок, характеризующий материал, аспект проблемы и т.п. - то, что на утверждении тем обозначается фразой "Потом поясните во Введении").

3. Информация о руководителе, оппонентах, консультантах и т.п.

 

Проблема

4. Предыстория проблемы: почему Вы взялись именно за ее исследование? Варианты: а) Определенное состояние предмета Вашего исследования, которое Вы рассматриваете как скрывающее вопрос; б) Историографическая ситуация в изучении Вашей темы, которая привела к тому, что сейчас должны появиться именно Вы с Вашим исследованием; в) Ваша личностная биографическая ситуация, которая привела к тому, что именно сейчас для Вас оказалось логично заняться именно этой темой, и т.д.

5. Формулировка цели исследования

6. Формулировка задач исследования, решение которых позволит достигнуть названной в предыдущем пункте цели.

7. Как звучат вопросы Вашего исследования?

 

Источники и исследовательская литература

8. Список источников или их основных групп и жанров.

9. Способ работы с этими источниками.

10. Корпус исследовательской литературы – основные существующие в историографии направления анализа Вашей темы.

11. Корпус исследовательской литературы – доступность и освоенность.

Электронные ресурсы, которыми Вы собираетесь пользоваться при подготовке диплома – список сайтов, аннотация одного из них.

 

План работы

(Как Вы помните, здесь тоже возможны варианты: Вы можете эксплицировать последовательность интересующих Вас вопросов; назывные предложения, фиксирующие определенные явления или проблемы, которые Вы собираетесь исследовать; последовательность своих исследовательских действий и т.п.)

 

Промежуточные рабочие материалы:

словники интересующих Вас явлений (какие маркеры цепляют Ваше внимание при анализе источников) и категорий Вашего анализа; Интернет-запросы (можно на человеческом языке, а можно на компьютерном, но тогда указывайте, под какую поисковую службу этот запрос отлажен), анкеты, вопросники и т.п.

 

Итоги

56. Подведение выводов (характер, а то и содержание тех выводов, которые вы собираетесь или хотели бы сделать).

57. Перспективы дальнейшего исследования.

58. Оговорки, которые будет необходимо произнести во Введении, чтобы оправдать Ваше исследование именно в том виде, в котором оно будет получаться - J.

59. Накопившиеся проблемы.

60. Состояние проделанной работы.



Hosted by uCoz