Оглавление

 

Введение............................................................ 11

Специфика и цели курса......................................... 14

Обоснование тематики лекций
и логика их последовательности
................................ 20

Характеристика собственной гносеологической позиции
при составлении курса лекций:
прагматистский релятивизм и герменевтика
................... 24

Лекция 1. Модель методического (научного) знания.
Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Понятия предметной,
философской и гуманитарной познавательных установок
............. 28

Разработка представления
о формальных критериях качества знания
...................... 28

Декарт: сомнение, когито, доказательность................... 31

Понятие методологической дистанции......................... 33

Импликации декартовского представления о познании.......... 34

Ход мысли Декарта – «исходная логическая модель
европейской теории познания»
.................................. 35

Понятия предметной стратегии, философского
познавательного интереса и гуманитарного знания
............ 37

Лекция 2. Складывание модели новоевропейского
гуманитарного знания
................................................ 41

Изменения в образе жизни
европейских интеллектуалов XVI – XVIII веков
................. 42

Попытки реализации декартовских стандартов
доказательности в гуманитарном знании
...................... 45

Концепция Джамбаттиста Вико: первая попытка
разработать методологию специфического –
нетождественного естественнонаучному –
гуманитарного знания
.......................................... 47

Лекция 3. Основные линии развития
западноевропейской гносеологии в XVIII веке
....................... 52

Оформление основных направлений  европейской
философской и гуманитарной мысли в XVIII веке
............... 53

Складывание релятивистской традиции. Дэвид Юм............ 54

Просвещение, доверие Разуму и увеличение критической
дистанции между исследователем и предметом
................ 55

Между Просвещением и романтизмом:
концепции Иоганна Готфрида Гердера
и Вильгельма фон Гумбольдта
.................................. 58

Иммануил Кант о возможности объективного познания....... 60

Лекция 4. Философски-спекулятивная составляющая
гуманитарного знания
................................................ 63

Кант о необходимости учитывать
субъективную сторону познания
............................... 63

Вариант ответа на кантианские сомнения –
логическая гипотеза Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
........ 65

Характеристики теории Гегеля как модели
«умозрительной стратегии»
гуманитарного исследования
................................... 67

Теория Маркса как пример умозрительной стратегии
(рассуждение «практика – критерий истины»
и понятие «отчуждения»)
..................................... 70

Резюме: общая характеристика «умозрительной
стратегии» гуманитарного исследования
....................... 72

Лекция 5. Позитивизм............................................... 74

Политический и социальный контекст первой половины
XIX века
........................................................ 74

Огюст Конт и его концепция знания........................... 75

Рекомендации по технологии
позитивистского исследования
.................................. 77

Критика презумпций позитивизма.
Логика трансформации позитивизма в XX веке
................. 78

Этика и социология позитивистского гуманитарного
знания. Кумулятивность как ключевая (социальная
и когнитивная) характеристика позитивизма
.................. 79

Лекция 6. Романтически-интуитивистская стратегия
гуманитарного знания
................................................ 81

Метафизика Артура Шопенгауэра –
иррационалистическая  модификация ответов Гегеля
на вопросы Канта
.............................................. 82

Проект Вильгельма Дильтея: как может выглядеть
методология, опирающаяся не (только) на разум
............... 83

Рекомендации к технологии
герменевтического исследования
................................ 85

Почему при помощи герменевтической методологии
могут быть достигнуты относительно объективные
результаты: направленность на Другого, «техника
личной гениальности», концепция конгениальности
............ 85

Резюме: герменевтическая программа
гуманитарного знания
.......................................... 90

Лекция 7. Неокантианская модель гуманитарного знания............. 92

Неокантианство и «классические стратегии»
гуманитарной гносеологии
...................................... 92

Исследовательская деятельность как
субъективное полагание смысла в хаосе материала
............. 93

Взаимосвязь конструкций «ценности» и «культуры»............ 96

Технология неокантианского исследования:
различение культуры и природы,
идиографического и номотетического методов
................. 97

Лекция 8. Методологическая концепция
Макса Вебера (1864 – 1920)
........................................ 100

Сильная черта методологии Вебера – 
осознание «односторонности» создаваемых конструкций
и ее инструментализация
...................................... 100

Вебер и его методология
на фоне позитивизма и неокантианства
...................... 101

Ключевая категория методологии Макса Вебера:
идеальный тип
................................................. 102

Специфика теоретического статуса идеального типа......... 105

«Понимающая социология» Вебера. Понятие «социального
действия» и разработка шкалы социальных действий
при помощи идеально-типической методологии
................ 106

Переосмысление представления о науке....................... 108

Лекция 9. Прагматизм.............................................. 111

Прагматистская трансформация позитивистских
принципов Чарльзом Сандерсом Пирсом
....................... 112

Уильям Джеймс и снятие жестких границ
между данными органов чувств, сомнениями
и «ясным теоретическим знанием»
............................ 113

Джон Дьюи: инструментализм и его импликации
для (гуманитарного) исследования
............................. 116

Лекция 10. Неопозитивизм.......................................... 121

Теория познания в начале ХХ века. «Карта гносеологии»
и удобство выделения определенных «полюсов» – например,
аналитической (неопозитивистской) программы
.............. 121

Технологические рекомендации неопозитивизма............... 123

Критика неопозитивизма: выявление
внутренних логических противоречий
.......................... 126

Распространение неопозитивистской методологии
на гуманитарное исследование: пример «теории
охватывающих законов» Карла Густава Гемпеля
.............. 127

Лекция 11. Теория фальсификации Карла Поппера.................. 130

Карл Раймунд Поппер: критика верификационизма,
модель сравнения теорий и критерий погрешимости
.......... 131

Теория фальсификации и возможность отделить
научное знание от ненаучного
................................ 132

Лекция 12. Социология знания...................................... 135

Социология знания и ее значение
для гуманитарной гносеологии середины ХХ века
.............. 135

Исходная модель социологии знания – конвенционализм.
Две основные логики социологии знания
........................ 136

Концепция «этоса науки» Роберта Мертона.................. 137

Карл Манхейм. Ориентированная на гносеологию
социология знания: различие идеологии и ноологии,
понятие стилей знания
........................................ 139

Социология знания Томаса Куна:
понятия «научной революции» и «парадигмы»
................. 141

Послекуновская социология знания:
расширяющее  и сужающее понимание
парадигмы и научного сообщества
............................ 144

Лекция 13. Интуитивистская стратегия в ХХ веке................... 146

Общая характеристика герменевтической методологии....... 146

Герменевтика – изучение не «бытия» и «законов»,
но феноменов, экзистенции и языка
........................... 148

Ханс-Георг Гадамер:
«вечно длящаяся традиция интерпретации»
.................. 150

Переосмысление в герменевтике представлений
о характере получаемого знания
............................... 152

Лекция 14. «Эра подозрения». Развитие критической позиции
в гуманитарной гносеологии Пример реализации
стратегий подозрения в гуманитарном знании: психоанализ
.......... 154

История критической установки в методологии
гуманитарного знания в XVIII – XIX веках
.................... 155

Специфика «эры подозрения» как установки
гуманитарной методологии
................................... 156

Марксистские конструкции «идеологии»
и «инструментального разума»
................................ 159

Фридрих Ницше: проект переоценки морали................... 162

Фрейдистская конструкция бессознательного
и ее использование при анализе индивида и культуры
........... 163

Психоанализ как мировоззрение
или инструмент преобразования общества
.................... 167

Методологические импликации психоанализа
как стратегии эры подозрения
................................ 168

Лекция 15. Структурализм.......................................... 171

Общая характеристика структурализма...................... 171

Распространение структурализма на антропологию.
Технология структуралистского исследования
................. 174

Лекция 16. Мишель Фуко (1926 – 1984)
и дискурсивный анализ
............................................. 178

Специфика Фуко в истории «гуманитарного подозрения»..... 180

Исследование эпистем и дискурсивных позиций;
конструкция непроницаемости дискурсов
..................... 181

Надежда на освобождение
от принудительности смысла
................................. 185

Лекция 17. Постструктурализм..................................... 187

«Структура – это поломка».
«Размыкание структуры в контекст»
......................... 189

Постструктурализм и традиция критики власти............. 192

«Насыщенное описание»: зависимость значения
от контекста и отказ от монистических объяснений
........ 195

Антирепрезентационизм Жака Деррида....................... 200

История литературы Ролана Барта.......................... 202

Лекция 18. Постмодернизм......................................... 206

«Концентрическая» характеристика постмодернизма........ 207

Кластеры постмодернистской идеологии:
деконструктивизм и интертекстуальность
................... 208

Постмодернистская чувствительность....................... 210

Постмодерн: ситуация в обществе и науке.................... 214

 

Приложения к тексту лекций курса «История науки:
введение в методологию гуманитарного знания»
.................... 220

Приложение 1. Планы лекционных занятий.......................... 226

Приложение 2. Планы семинарских занятий......................... 256

Приложение 3. Список литературы к курсу по методологии
гуманитарного знания. Список электронных ресурсов
(включая сайт:
www.aperlov.narod.ru).............................. 276

Приложение 4. Указатель терминов, имен
и объяснительных конструкций к курсу лекций «История
науки: введение в методологию гуманитарного знания»
............. 291

Приложение 5. Схемы.............................................. 303

Summary........................................................... 307

 



Hosted by uCoz