Оглавление
Введение............................................................ 11
Специфика
и цели курса......................................... 14
Обоснование
тематики лекций
и логика их последовательности................................ 20
Характеристика
собственной гносеологической позиции
при составлении курса лекций:
прагматистский релятивизм и герменевтика................... 24
Лекция 1. Модель методического
(научного) знания.
Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт.
Понятия предметной,
философской и гуманитарной познавательных установок............. 28
Разработка
представления
о формальных критериях качества знания...................... 28
Декарт:
сомнение, когито, доказательность................... 31
Понятие
методологической дистанции......................... 33
Импликации
декартовского представления о познании.......... 34
Ход
мысли Декарта – «исходная логическая модель
европейской теории познания».................................. 35
Понятия
предметной стратегии, философского
познавательного интереса и гуманитарного знания............ 37
Лекция 2. Складывание модели
новоевропейского
гуманитарного знания................................................ 41
Изменения
в образе жизни
европейских интеллектуалов XVI – XVIII веков................. 42
Попытки
реализации декартовских стандартов
доказательности в гуманитарном знании...................... 45
Концепция Джамбаттиста Вико: первая попытка
разработать методологию специфического –
нетождественного естественнонаучному –
гуманитарного знания.......................................... 47
Лекция 3. Основные линии развития
западноевропейской гносеологии в XVIII веке....................... 52
Оформление
основных направлений европейской
философской и гуманитарной мысли в XVIII веке............... 53
Складывание
релятивистской традиции. Дэвид Юм............ 54
Просвещение, доверие Разуму и
увеличение критической
дистанции между исследователем и предметом................ 55
Между
Просвещением и романтизмом:
концепции Иоганна Готфрида Гердера
и Вильгельма фон Гумбольдта.................................. 58
Иммануил Кант о возможности объективного
познания....... 60
Лекция 4. Философски-спекулятивная
составляющая
гуманитарного знания................................................ 63
Кант
о необходимости учитывать
субъективную сторону познания............................... 63
Вариант
ответа на кантианские сомнения –
логическая гипотеза Георга Вильгельма Фридриха Гегеля........ 65
Характеристики
теории Гегеля как модели
«умозрительной стратегии»
гуманитарного исследования................................... 67
Теория
Маркса как пример умозрительной стратегии
(рассуждение «практика – критерий истины»
и понятие «отчуждения»)..................................... 70
Резюме:
общая характеристика «умозрительной
стратегии» гуманитарного исследования....................... 72
Лекция 5. Позитивизм............................................... 74
Политический
и социальный контекст первой половины
XIX века........................................................ 74
Огюст
Конт и его концепция знания........................... 75
Рекомендации
по технологии
позитивистского исследования.................................. 77
Критика
презумпций позитивизма.
Логика трансформации позитивизма в XX веке................. 78
Этика
и социология позитивистского гуманитарного
знания. Кумулятивность как ключевая (социальная
и когнитивная) характеристика позитивизма.................. 79
Лекция 6. Романтически-интуитивистская
стратегия
гуманитарного знания................................................ 81
Метафизика
Артура Шопенгауэра –
иррационалистическая модификация ответов
Гегеля
на вопросы Канта.............................................. 82
Проект
Вильгельма Дильтея: как может выглядеть
методология, опирающаяся не (только) на разум............... 83
Рекомендации
к технологии
герменевтического исследования................................ 85
Почему
при помощи герменевтической методологии
могут быть достигнуты относительно объективные
результаты: направленность на Другого, «техника
личной гениальности», концепция конгениальности............ 85
Резюме:
герменевтическая программа
гуманитарного знания.......................................... 90
Лекция 7. Неокантианская модель
гуманитарного знания............. 92
Неокантианство
и «классические стратегии»
гуманитарной гносеологии...................................... 92
Исследовательская
деятельность как
субъективное полагание смысла в хаосе материала............. 93
Взаимосвязь
конструкций «ценности» и «культуры»............ 96
Технология
неокантианского исследования:
различение культуры и природы,
идиографического и номотетического
методов................. 97
Лекция 8. Методологическая концепция
Макса Вебера (1864 – 1920)........................................ 100
Сильная
черта методологии Вебера –
осознание «односторонности» создаваемых конструкций
и ее инструментализация...................................... 100
Вебер
и его методология
на фоне позитивизма и неокантианства...................... 101
Ключевая
категория методологии Макса Вебера:
идеальный тип................................................. 102
Специфика
теоретического статуса идеального типа......... 105
«Понимающая
социология» Вебера. Понятие «социального
действия» и разработка шкалы социальных действий
при помощи идеально-типической методологии................ 106
Переосмысление
представления о науке....................... 108
Лекция 9. Прагматизм.............................................. 111
Прагматистская трансформация позитивистских
принципов Чарльзом Сандерсом Пирсом....................... 112
Уильям
Джеймс и снятие жестких границ
между данными органов чувств, сомнениями
и «ясным теоретическим знанием»............................ 113
Джон
Дьюи: инструментализм и его импликации
для (гуманитарного) исследования............................. 116
Лекция 10. Неопозитивизм.......................................... 121
Теория
познания в начале ХХ века. «Карта гносеологии»
и удобство выделения определенных «полюсов» – например,
аналитической (неопозитивистской) программы.............. 121
Технологические
рекомендации неопозитивизма............... 123
Критика
неопозитивизма: выявление
внутренних логических противоречий.......................... 126
Распространение
неопозитивистской методологии
на гуманитарное исследование: пример «теории
охватывающих законов» Карла Густава Гемпеля.............. 127
Лекция 11. Теория фальсификации Карла
Поппера.................. 130
Карл
Раймунд Поппер: критика верификационизма,
модель сравнения теорий и критерий погрешимости.......... 131
Теория
фальсификации и возможность отделить
научное знание от ненаучного................................ 132
Лекция 12. Социология знания...................................... 135
Социология
знания и ее значение
для гуманитарной гносеологии середины ХХ века.............. 135
Исходная
модель социологии знания – конвенционализм.
Две основные логики социологии знания........................ 136
Концепция
«этоса науки» Роберта Мертона.................. 137
Карл
Манхейм. Ориентированная на гносеологию
социология знания: различие идеологии и ноологии,
понятие стилей знания........................................ 139
Социология
знания Томаса Куна:
понятия «научной революции» и «парадигмы»................. 141
Послекуновская социология знания:
расширяющее и сужающее понимание
парадигмы и научного сообщества............................ 144
Лекция 13. Интуитивистская стратегия в ХХ
веке................... 146
Общая
характеристика герменевтической методологии....... 146
Герменевтика
– изучение не «бытия» и «законов»,
но феноменов, экзистенции и языка........................... 148
Ханс-Георг Гадамер:
«вечно длящаяся традиция интерпретации».................. 150
Переосмысление
в герменевтике представлений
о характере получаемого знания............................... 152
Лекция 14. «Эра подозрения». Развитие
критической позиции
в гуманитарной гносеологии Пример реализации
стратегий подозрения в гуманитарном знании: психоанализ.......... 154
История
критической установки в методологии
гуманитарного знания в XVIII – XIX веках.................... 155
Специфика
«эры подозрения» как установки
гуманитарной методологии................................... 156
Марксистские
конструкции «идеологии»
и «инструментального разума»................................ 159
Фридрих
Ницше: проект переоценки морали................... 162
Фрейдистская
конструкция бессознательного
и ее использование при анализе индивида и культуры........... 163
Психоанализ
как мировоззрение
или инструмент преобразования общества.................... 167
Методологические
импликации психоанализа
как стратегии эры подозрения................................ 168
Лекция 15. Структурализм.......................................... 171
Общая
характеристика структурализма...................... 171
Распространение
структурализма на антропологию.
Технология структуралистского исследования................. 174
Лекция 16. Мишель Фуко (1926 – 1984)
и дискурсивный анализ............................................. 178
Специфика
Фуко в истории «гуманитарного подозрения»..... 180
Исследование
эпистем и дискурсивных позиций;
конструкция непроницаемости дискурсов..................... 181
Надежда
на освобождение
от принудительности смысла................................. 185
Лекция 17. Постструктурализм..................................... 187
«Структура
– это поломка».
«Размыкание структуры в контекст»......................... 189
Постструктурализм
и традиция критики власти............. 192
«Насыщенное
описание»: зависимость значения
от контекста и отказ от монистических объяснений........ 195
Антирепрезентационизм Жака Деррида....................... 200
История
литературы Ролана Барта.......................... 202
Лекция 18. Постмодернизм......................................... 206
«Концентрическая»
характеристика постмодернизма........ 207
Кластеры
постмодернистской идеологии:
деконструктивизм и интертекстуальность................... 208
Постмодернистская
чувствительность....................... 210
Постмодерн: ситуация в обществе и науке.................... 214
Приложения к тексту лекций курса
«История науки:
введение в методологию гуманитарного знания».................... 220
Приложение 1. Планы лекционных занятий.......................... 226
Приложение 2. Планы семинарских занятий......................... 256
Приложение 3. Список литературы к курсу
по методологии
гуманитарного знания. Список электронных ресурсов
(включая сайт: www.aperlov.narod.ru).............................. 276
Приложение 4. Указатель терминов, имен
и объяснительных конструкций к курсу лекций «История
науки: введение в методологию гуманитарного знания»............. 291
Приложение 5. Схемы.............................................. 303
Summary........................................................... 307