Программа курса «Проблемы современной науки в
контексте культуры»
(ВШЕК РГГУ, весенний семестр
2010)
Календарный план (расшифровки лекций и семинаров см. ниже)
Дата |
Лекционные
занятия |
Семинары |
|
|
|
10 |
19 Ключевые категории
европейской гносеологии – «субъективности» и «истины» |
|
16 |
19 |
|
17 |
19 |
|
24 |
19 |
|
02 |
|
19 |
03 |
19 |
|
10 |
19 |
|
16 |
19 |
|
17 |
|
19 |
24 |
? Резерв, обмен со С |
? Дискуссия Поппера и
Адорно / Коллоквиум по учебнику, л |
29 |
Гуманитарные чтения РГГУ |
|
01 |
Магистерская конференция |
|
05 |
Семинар «История понятий – функционирование
теоретического направления в современном контексте» (по следам заседания Гуманитарных
чтений 29 |
|
06 |
19 |
|
07 |
19 |
|
13 |
19 |
|
14 |
19 |
|
21 |
|
19 |
27 |
|
19 |
28 |
19 |
|
Итоговая
отчетность: 1) возможен экзамен автоматом (активное участие в
семинарах + активное участие в лекциях / сдача учебника по словнику); (если недостаточно 1) - 2) коллоквиум в конце
апреля-мае (что-то типа: «Выбор методологии собственного дипломного
исследования и соответствующего понимания гуманитарного знания»); (если недостаточно 1 и 2) - 3) досдача семинаров,
письменная / электронная итоговая работы согласуются индивидуально |
Тематический план лекций
II
III
IV
V - VI
VII - VIII
Семинар 1
программ во второй половине ХХ века
Цель
занятия: на материале работы П. Рикера выявить, каким образом он понимает
соотношение структурализма, который в его концепции продолжает традиции
рационалистической гуманитарной методологии, и герменевтики, реабилитирующей в
исследовательском процессе включенного в историческое время наблюдателя.
Особого внимания заслуживает попытка Рикера интегрировать структурализм в
процедуру герменевтического истолкования на правах рационализирующей и
верифицируемой инструментальной фазы исследования. Представляется
целесообразным обратить внимание на рассуждения Рикера о зависимости выбора
методологии от типа исследуемых источников.
Основной текст к семинару:
Рикер П
Дополнительный текст к семинару:
Шюц А
Литература к
семинару:
Хэлд Д.
Интересы, знание и действие (К критической методологии Юргена Хабермаса) //
Современная социальная теория. Новосибирск, 1995. С. 85 – 109.
Вопросы к семинару:
·
Каким предстает
структурализм в описании Рикера, каковы его определение, исторические корни,
границы использования?
·
Почему Рикер
применяет для объяснения различия между структурализмом и герменевтикой понятие
«символа», в чем состоит различие в использовании этого термина в обеих
традициях?
·
Как Рикер
трактует смыслы «времени» и «истории», как выстраивает их отношение со
структурализмом и герменевтикой? Каким образом связаны «нахождение во времени»
и «включенность наблюдателя»?
·
Как выстраивает
Рикер отношение между применением определенного подхода (структуралистского или
герменевтического) и более и менее подходящими типами источников?
·
Как выглядит
позиция Рикера о желаемом соотношении науки (структурализма) и герменевтики?
Что думает Рикер по поводу возможности структуралистской философии? Кто является
его оппонентами в этом вопросе, и какие их аргументы приводит Рикер?
·
Как Вам
показалось, в какой мере оппозиция «структурализм – герменевтика» является
наследницей оппозиции «аналитизм – герменевтика», насколько и для чего
эффективно об этом рассуждать?
Семинар 2
Прагматистское представление об истине Р
Цель занятия:
на материале текста Р. Рорти проследить, каким образом понимание истины
определяет эстетику и методологию интеллектуальной деятельности, расстановку
приоритетов и узловых пунктов в истории философии и т.д. Следует обратить
внимание на трансформацию, которую претерпевает традиционная западная
дихотомия «обнаруженного» и «сконструированного», если она оказывается
поставленной в перспективу прагматистской гносеологии.
Основной текст к семинару:
Рорти Р
Вопросы к семинару:
· На каких примерах Рорти исследует
границу между категориями «найденного» и
«сделанного»?
· В какой мере, по мнению Рорти, моральные принципы
являются продуктами исторической условности и могут быть изменены готовностью
общества заключить по их поводу новое соглашение?
· Что думает Рорти об «истинности» своей собственной
позиции?
· Насколько, с точки зрения Рорти,
уместно придерживаться дихотомии «найденное»/«сделанное» в рамках
прагматистского подхода? Почему?
· Имеет ли затронутая Рорти
проблематика какое-либо отношение к предмету Ваших исследований? Почему?
Семинар 3
понимание невозможности поступательно накапливать доказательное знание
Цели
занятия
·
Проследить за
тем, как складывается полемика различных установок при производстве
(гуманитарного) знания: неопозитивистской (ориентированной на возможность
доказательного приращения знания), фаллибилистской (отказывающейся от
приращения, но надеющейся на сохранение рациональности науки),
критически-конструктивистской
·
Сопоставить
позицию Адорно с уже известными подходами в социологии знания; обратить
внимание на связь между теорией предмета исследования и методом исследования
Основной
текст к семинару:
Дискуссия Поппера и Адорно о логике социальных наук //
Вопросы философии
Литература к
семинару:
Статьи «Аналитическая философия», «Неопозитивизм»,
«Постпозитивизм», «Поппер», «Социология знания», «Философия науки» //
Современная западная философия
Вопросы к
семинару:
·
Неопозитивистский
идеал маленького, но доказательно достоверного знания
·
Представления
Поппера об истине
·
Теория фаллибилизма
·
Критическая
стратегия Поппера как идея приращивать знание путем разоблачения его оснований
·
Логика основных
возражений Адорно против тезисов Поппера
Семинар
4
попытки постструктуралистской социологии преодолеть субъектно-объектную дихотомию
Цель занятия: проследить за тем, как раскрываются в
современных социологических концепциях некоторые основные проблемы антропологического знания. В качестве
центрального предстает вопрос о соотношении в человеческом поведении
субъективного целеполагания и объективных социальных структур. Следует обратить
внимание на то, каким образом эта
постановка вопроса предопределяет ответ на него: интериоризация внешних условий
и незапланированное превращение в
таковые продуктов интенциональных действий. Не менее ясна и логика дальнейшего
развития концепций – разработка
деталей взаимодействий между индивидами. Исследуется проблематика
интерсубъективности – как применительно
к взаимоотношениям объектов наблюдения, так и между персонажами и
исследователем: в зависимости от предпосылок собственной теории каждый автор приходит к своему пониманию
баланса между аналитическими и герменевтическими процедурами. Целостность предлагаемых концепций позволяет
уделить внимание еще нескольким сюжетам: этическим аспектам социологических
теорий, характерной эклектичности современных гуманитарных концепций, идеям о
терапевтической и эмансипационной функциях социальных наук.
Тексты к семинару:
Бурдье П. Структуры, habitus, практики // Современная социальная теория. Новосибирск,
1995. С. 16 – 39.
http://www.aperlov.narod.ru/texts/bourdieu.txt
Гидденс Э
Дополнительный текст к семинару:
Хэлд Д. Интересы, знание и действие (к критической
методологии Юргена Хабермаса) // Современная социальная теория. Новосибирск,
1995. С. 81 – 109.
Литература к семинару:
Западная
теоретическая социология. СПб., 1996. С. 260
– 276.
Вопросы к семинару:
· Понимание объективизма и субъективизма в социальных
науках у Гидденса, Бурдье и Хабермаса.
· «Габитус» Бурдье и «механизм причинных петель» Гидденса:
содержание и функции теоретических конструктов.
· Механика межиндивидуального существования.
· Гарантии, условия и границы интерсубъективности –
социальный мир и взаимоотношения исследователя и объекта.
· Этика и эстетика Бурдье, Гидденса
и Хабермаса. Представление
о функциях социологии.
Семинар
5
разоблачение формы, содержания и возможности собственной мысли
Цель занятия: исследовать причины привлекательности концепции
М. Фуко, по возможности реконструируя логику, аксиоматику и задачи его
рассуждений. Должна быть обсуждена тематика определения места Фуко в истории
гуманитарного знания. Особого внимания заслуживает язык, который развивает Фуко
для анализа интересующего его предмета – интеллектуальных (дискурсивных) конструкций.
Основной
текст к семинару:
Фуко М
Литература к
семинару:
Ильин
И.П. Мишель Фуко – историк безумия, сексуальности и власти // Ильин И.П.
Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996. С. 51 – 94.
Подорога
В.А. Власть и познание (археологический поиск М. Фуко) // Власть: Очерки современной политической философии
Запада. М., 1989. С. 206 – 251.
Серио П.
Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. Французская школа анализа
дискурса. М., 1999. С. 12 – 33.
Вопросы к
семинару:
· Порядок «Порядка дискурса». Логика развития мысли Фуко
(ответ на этот вопрос целесообразно готовить в письменной форме, в виде развернутого
плана-конспекта).
· Фуко и структурализм.
· Отрицание самотождественности и логика прерывности в
«Археологии знания».
· Насколько, с Вашей точки зрения, М. Фуко является
оригинальным и влиятельным мыслителем в пространстве гуманитарного знания второй
половины ХХ века?