Напишите
самостоятельный анализ (итоговое эссе об имплицитной и эксплицитной
гносеологии) того гуманитарного исследования, которое Вы предварительно выбрали
(выбор должен быть сделан еще в феврале). Объем этого эссе должен составить
порядка 10000 знаков; ниже приводится возможный примерный план такого
исследования:
- Что хочет сказать исследуемый Вами
автор? На основе анализа каких источников он
делает свои выводы? Что нового, в результате появления его работы, стало
известно о его источнике по сравнению с той информацией, которая и так уже
была известна об этом источнике или из существующей литературы
(разумеется, Вы совершенно не обязаны знать, что нового появилось “на
самом деле”; для Вас в данном случае важнее, в чем именно видит или
позволяет видеть “message”
исследуемого Вами текста его автор). Для освещения этого вопроса очень
полезны ударные части исследуемого текста (“Введения”, “Заключения”,
“Выводы” и т.п.), но эти части далеко не всегда дают исчерпывающую
информацию.
- Каким образом автор приходит к
новой (неявной очевидно из источника или неизвестной в исследовательской
литературе) информации? Каков механизм связи между его тезисами, и даже
просто предложениями? Предпочитает ли он логические связки (и корректны ли
они), аналогии, метафоры, риторические воззвания, апелляции к чувственному
опыту, к здравому смыслу, к аксиоматическим основаниям, дедукцию из некоторых общих положений и т.п.? Какую
степень субъективности он пропагандирует и реально допускает в
исследовании?
- Каковы проговоренные и непроговоренные аксиомы и предпосылки исследуемого
текста? Какие представления о мире, о науке, об “истине”, о человеке, об
исследуемом предмете необходимо разделять для того, чтобы быть согласным с
тем, что написал исследуемый Вами автор?
- В каком сообществе видит себя
автор исследуемого Вами текста? На кого (и с какой степенью доверия) он
ссылается, с кем и насколько агрессивно полемизирует и т.д.? Знаете ли Вы,
когда и в каких контекстах появились фундаментальные для Вашего автора
категории и термины?
- Каким должен быть читатель
исследуемого текста для того, чтобы ему понравилось?
- Для анализа
каких сюжетов использование техник исследования, предлагаемых выбранным
Вами автором, выглядит перспективным, а на какие вопросы этот подход
кажется принципиально неспособным ответить.
7.
К какой
методологической стратегии гуманитарного исследования ближе всего исследуемый
Вами текст? (опять-таки и в этом вопросе следует разделять между тем, что
думает о своем детище автор, и безжалостно исследующие этого автора Вы).