Аннотации и зазывалово

 

Официальная аннотация

Содержание пособия составили материалы лекционных и семинарских занятий, проводившихся в Институте Европейских Культур (РГГУ) в 1996 – 2007 гг. Отталкиваясь от корпуса теоретических высказываний историков, социологов, философов, определивших интеллектуальную карту XVIIIXX веков (М. Вебер, К. Поппер, А. Шюц, М. Фуко, П. Рикер и др.), автор пытается выявить имплицитные предпосылки основных исследовательских стратегий гуманитарного знания – позитивистской, спекулятивной, интуитивистской, критической.

Курс лекций одновременно преследует несколько целей: предложить читателю компактный вариант истории гуманитарной гносеологии и способствовать упражнениям в методологической саморефлексии гуманитариев, начинающих собственные исследования. Представлена подборка вспомогате­льных материалов: планы занятий, схемы, список литературы, указатель имен, терминов и объяснительных конструкций.

Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся методологией гуманитарного знания.

 

То, что не пошло на обложку

Итак, основная учебная цель данного курса состоит в том, чтобы укрепить у начинающих исследователей-гуманитариев навыки методологической рефлексии в отношении своих текстов и, шире, – привычных для них способов мыслить.

 

«Методология» становится интересной после того, как человек задает вопросы себе самому: «Чем отличается мое хорошее исследование от моего плохого?», «Какое право есть у меня исследовать то, что я изучаю, и так, как я это изучаю?».

 

Чтобы такая рефлексия была возможна, необходимо познакомиться с некоторыми самыми характерными программами, известными в истории гуманитарного знания (позитивистской, интуитивистской и т.п.), что облегчит методологическую самоидентификацию при осуществлении конкретных исследований.

 

Однако «умение» подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, несмотря на всю необходимость, не более важно, чем желание это делать.

 

Для того чтобы вызвать такое желание, нужно, прежде всего, преодолеть или хотя бы ослабить присутствующее у большинства гуманитариев презрение к философии или страх перед ней.

 

Мне кажется, что философия много выиграла бы, если бы ее преподавали как «живой» иностранный язык: вначале предпочитая активность беседы формальной правильности содержания, потом – исправляя часть ошибок и переходя от самых простых возможностей выразить мысль к все более изощренным.

 

Можно увидеть предлагаемый курс лекций и как рассказ о том, как в истории гуманитарной гносеологии осознавалась зависимость того, что мы знаем, от того, чего (и как) мы не знаем. По-моему, полезнее отдавать себе отчет в существовании этой зависимости, чем закрывать на нее глаза.

 

Итак, задача состоит в том, чтобы заинтересовать гуманитариев их собственными, пусть даже нечетко осознаваемыми, философскими предпосылками и, в разговоре об этом, научить их пользоваться лексикой и синтаксисом философии.

 

И если у меня получится спровоцировать читателя на то, чтобы без робости выстроить вместо моей модели свою, более удобную для его собственных исследовательских целей, – я буду считать свою задачу выполненной.

 



Hosted by uCoz