Ориентировочная
программа курса Скачать
doc-версию
«Проблемы современной науки в контексте
культуры» /
«Методология гуманитарного знания» (ВШЕК, весенний семестр 2008).
26.02 – вт., 17.30 |
Семинар I. Как может выглядеть
позитивистская исследовательская установка в середине ХХ века: Структурализм
и семиотика на примере анализа киноискусства (Ю.М. Лотман). Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики http://aperlov.narod.ru/texts/lotman.txt.
Дополнительно: Лотман Ю.М. Анализ
поэтического текста // О поэтах и поэзии. М. СПб., 1996. С. 18 – 35. Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 2004. С. 82 – 87, 112
– 120, 214 – 217, 278 – 282. http://www.aperlov.narod.ru/texts05/langlois.doc. Рикер П. Герменевтика и структурализм // Рикер П. Конфликт и интерпретация. М., 1995. С. 37 - 94.
(будет основным текстом на семинаре 25.03). http://www.aperlov.narod.ru/RICOEUR.doc. |
05.03 –
ср., 19.00 |
Коллоквиум 1: Введение,
лекции 1 – 6. |
11.03 – вт., 17.30 |
Семинар II. Как может выглядеть конструктивистская исследовательская установка
в гуманитарном знании? Прагматистское представление об истине Р. Рорти. Рорти Р. Релятивизм:
найденное и сделанное // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский
контекст. М., 1997. С. 11 - 44. http://aperlov.narod.ru/rorty.doc
(без сносок) |
19.03 – ср., 19.00 |
Коллоквиум
2: Лекции 7 – 13. |
25.03 – вт., 17.30 |
Семинар III. Соотношение герменевтических и аналитических Рикер П. Герменевтика
и структурализм // Рикер П. Конфликт и
интерпретация. М., 1995. С. 37 - 94. http://www.aperlov.narod.ru/RICOEUR.doc. Дополнительно: Хэлд Д.
Интересы, знание и действие (К критической методологии Юргена Хабермаса) // Современная социальная теория.
Новосибирск, 1995. С. 85 – 109. Шюц А. Понятие и формирование теории
в социальных науках //
Американская социологическая мысль. М., 1994; С. 481 – 496. http://www.aperlov.narod.ru/SCHUTZ1.DOC |
01.04 – вт., 17.30 |
Cеминар IV. Анализ дискурсов: методика и история (письменное задание сдается до семинара, до 31
марта). Серио П.
Как читают тексты во Франции // Квадратура
смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 1999. С. 12 – 33. Фуко М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине. М., 1996. С. 49 - 96. http://www.aperlov.narod.ru/fuko.doc Дополнительно: Ильин И.П.
Мишель Фуко – историк безумия, сексуальности и власти // Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.,
1996. С. 51 – 94. |
09.04 – ср., 19.00 |
Коллоквиум
3: Лекции 14 – 18. |
|
|
15.04 – вт., 15.45 – 19.00 |
Итоговый коллоквиум. Выступления по теме: «Выбор
методологии собственного дипломного исследования и соответствующего понимания
гуманитарного знания» Сдача хвостов по семинарам |
|
|
Задание к
семинару № 1 (26.02.2008).
Проект
семиотики кино Ю. Лотмана: как выглядит деиндивидуализированная
рациональная программа гуманитарного исследования?
Цель занятия: на примере разговора о концепции
киносемиотики Ю.М. Лотмана зафиксировать наиболее существенные позиции для
методологической характеристики исследований культуры. С одной стороны,
ставится задача увидеть методологию Лотмана как рабочую, подходящую для
исследований вполне конкретного объекта. С другой стороны, эту программу
конкретной работы предлагается, во-первых, проанализировать на предмет
характерных для нее презумпций об устройстве исследуемого предмета и об
исследовательском интересе, и, во-вторых, соотнести (и признать это соотнесение
полезным или неэффективным) с известными моделями гуманитарного исследования.
Основной
текст к семинару:
Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы
киноэстетики // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998, 2000. Главы: Введение, 1
(Иллюзия реальности), 5 (Кинематографическое значение), 9 (Сюжет в кино),
Заключение.
2 (Проблема кадра), 3 (Элементы и
уровни киноязыка), 4 (Природа киноповествования), 7 (Монтаж), 14 (Проблемы
семиотики и пути современного кинематографа).
Дополнительные
тексты к семинару:
Лотман Ю.М.
Анализ поэтического текста. Л., 1972, или
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии.
Спб., 1996. (главы: «Введение», «Задачи и методы структурного анализа
поэтического текста»).
Ланглуа Ш.,
Сеньобос Ш. Введение в изучение истории.
М., 2004. С. 82 – 87, 112 – 120, 214 – 217, 278 –
282.
Рикер П. Герменевтика и структурализм // Рикер П.
Конфликт и интерпретация. М., 1995. Лингвистическая модель. Перенесение
лингвистической модели в структурную антропологию. С. 44 - 58.
Вопросы к
семинару:
·
Какое знание о
кино стремится получить Лотман? Какие вопросы он ставит к своим источникам, к
тем фильмам, которые он использует в качестве примеров (особенно плодотворным
размышление может быть, если сопоставить высказывания Лотмана с собственным
знанием о тех фильмах, которые Вы помните и знаете особенно хорошо)?
·
Какой набор
категорий использует Лотман для того, чтобы говорить о кино?
·
Для
характеристики решения в кино проблемы «реальности», «(вос)создания реальности»
и «условности»?
·
Для описания
семиотического устройства кинематографа, возникновения в нем значений (и,
соответственно, проблематики того, что это значение заложено неким «автором»),
улавливания этих значений исследователем?
·
Каким именно
образом, все-таки, с точки зрения Лотмана, должен исследователь кино смотреть
фильмы, и о чем при этом думать?
·
В каком
контексте, в частности, Лотман говорит об «автоматизме» восприятия?
·
Как эти
категории, которые получилось подметить, соотносятся в тексте Лотмана между
собой, и как они соотносятся с категориями, описывающими непосредственно
предмет – кинематограф («кадр», «монтаж», «актерская игра» и т.п.)?
·
В какой мере есть
смысл называть ту программу исследования кинематографа, которую предлагает
Лотман, «позитивистской», «структуралистской» или еще какой-нибудь? (для ответа
на этот вопрос могут быть полезны дополнительные тексты, предлагающиеся к
данному семинару).
·
Что Вы можете
сказать об историческом контексте работы Лотмана? В какой мере отразилась в ней
марксистская идеология? Насколько архаичны, или, наоборот, авангардны его
представления о визуальности или об эффекте реальности? Является ли в целом работа
Лотмана полезной сейчас, спустя 30 лет после ее написания?
Задание к
семинару № 2 (11.03.2008).
Как может выглядеть конструктивистская исследовательская установка в
гуманитарном знании? Прагматистское представление об истине Р. Рорти.
Цель занятия:
на материале текста Р. Рорти проследить, каким образом понимание истины
определяет эстетику и методологию интеллектуальной деятельности, расстановку
приоритетов и узловых пунктов в истории философии и т.д. Следует обратить
внимание на трансформацию, которую претерпевает традиционная западная
дихотомия «обнаруженного» и «сконструированного», если она оказывается
поставленной в перспективу прагматистской гносеологии.
Основной
текст к семинару:
Рорти Р.
Релятивизм: найденное и сделанное // Философский прагматизм Ричарда Рорти и
российский контекст. М., 1997. С. 11 – 44.
Вопросы к семинару:
· На каких примерах Рорти исследует
границу между категориями «найденного» и
«сделанного»?
· В какой мере, по мнению Рорти, моральные принципы
являются продуктами исторической условности и могут быть изменены готовностью
общества заключить по их поводу новое соглашение?
· Что думает Рорти об «истинности» своей собственной позиции?
· Насколько, с точки зрения Рорти,
уместно придерживаться дихотомии «найденное»/«сделанное» в рамках прагматистского
подхода? Почему?
· Имеет ли затронутая Рорти
проблематика какое-либо отношение
к предмету Ваших исследований? Почему?
Задание к семинару № 3 (25.03.2008).
Соотношение герменевтических и
аналитических
программ во второй половине ХХ века. П.
Рикер
Цель занятия: на
материале работы П. Рикера выявить, каким образом он понимает соотношение
структурализма, который в его концепции продолжает традиции рационалистической
гуманитарной методологии, и герменевтики, реабилитирующей в исследовательском
процессе включенного в историческое время наблюдателя. Особого внимания
заслуживает попытка Рикера интегрировать структурализм в процедуру
герменевтического истолкования на правах рационализирующей и верифицируемой инструментальной
фазы исследования. Представляется целесообразным обратить внимание на
рассуждения Рикера о зависимости выбора методологии от типа исследуемых источников.
Основной текст к семинару:
Рикер П.
Герменевтика и структурализм // Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995. С.
37 – 94.
Дополнительный текст к семинару:
Шюц А.
Понятие и формирование теории в социальных
науках // Американская социологическая мысль. М., 1994; С. 481 – 496.
Литература к
семинару:
Хэлд Д.
Интересы, знание и действие (К критической методологии Юргена Хабермаса) //
Современная социальная теория. Новосибирск, 1995. С. 85 – 109.
Вопросы к семинару:
· Структурализм в описании Рикера: исторические корни,
понятие, границы использования.
· Категория времени и историческое знание в
структурализме и в рикеровской герменевтике.
· Представления Рикера о соотношении
науки (структурализма) и герменевтики.
· Французский структурализм как наука и философия.
Задание к
семинару № 4 (01.04.2008).
«Анализ
дискурсов»: методика и история
Цель
занятия: познакомиться с категориальным аппаратом и логикой дискурсного
анализа, на материале статей П. Серио и М. Фуко попробовать проследить, что,
как, и в каких целях обозначается как дискурс и становится предметом анализа.
Предполагается проследить сходство и различие в понимании дискурсов и программы
их исследования у П. Серио и М. Фуко, а также поставить вопрос о возможности
соотнесения анализа дискурсов с уже известными изкурса методологическими
программами. Необходимым элементом семинара будет попытка упражнения в анализе
дискурсов: на кейсах, которые предлагаются самими студентами.
Основные тексты к семинару (обязательно прочтение обоих
текстов!):
Серио П.
Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. Французская школа анализа
дискурса. М., 1999. С. 12 – 33.
Фуко М.
Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине. М., 1996. С. 49 – 96. http://www.aperlov.narod.ru/fuko.doc.
Вопросы к семинару
К Серио:
· Основные категории анализа дискурсов в статье П.
Серио. Задачи и методы анализа дискурсов.
· Понятия «анализ», «идеология» и «дискурс». Значение
определения этих понятий для осуществления анализа дискурсов.
· Контекст анализа дискурсов. Имена,
школы и социальные тенденции, которые кажутся П. Серио значимыми для оформления
исследовательской программы анализа дискурсов. Исследовательские альтернативы,
от которых теоретики анализа дискурсов считают необходимым отмежеваться.
· Перспективы применения анализа дискурсов в лингвистике
и в других областях гуманитарного знания.
· Социологические и эпистемологические гипотезы, стоящие
за программой анализа дискурсов.
К Фуко:
· Порядок «Порядка дискурса». Логика развития мысли Фуко
(ответ на этот вопрос целесообразно готовить в письменной форме, в виде развернутого
плана-конспекта).
· Насколько, с Вашей точки зрения, М. Фуко является
оригинальным и влиятельным мыслителем в пространстве гуманитарного знания второй
половины ХХ века?
Попробуйте (руководствуясь методологией Серио или
Фуко) обозначить какой-то дискурс, способный быть предметом анализа
(желательно, чтобы этот дискурс был знаком Вашим одногруппникам и мне, т.е.
принадлежал или к общему культурному пространству или к реалиям ВШЕК и РГГУ).
Попробуйте (обязательно в письменной форме) наметить перспективы анализа этого
дискурса.